Маржинализм и теория потребительского поведения
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1. Маржинализм и теория потребительского поведе-
ния.
5.2. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие.
5.3. Ординализм: категории потребительских предпочтений.
5.4. Статическое и динамическое равновесие потребителя.
Контрольные вопросы
В теме 5 обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:
· Формирование российского потребительского рынка под влиянием либерализации цен начала 1990-х годов.
· Чьи интересы - потребителей или производителей - управляют ассортиментом и структурой потребительских
рынков в России?
· Почему картофель и хлеб (исконно русские продукты питания) теоретически считаются некачественными товарами. Какие экономические признаки характеризуют качество потребительских благ?
· Как объяснить, что по сравнению с западными стандартами российская потребительская корзина выглядит тощей, а немалая часть населения страдает избыточным весом
тела?
· Как влияют налоги и субсидии на потребление и благосостояние россиян?
· Кто прав: покупатели, утверждающие, что цены на потребительские товары непомерно высоки, или производители, считающие, что продают их за бесценок?
· Для кого сейчас актуальнее в России выводы теории по
требительского поведения: для поставщиков товаров или
покупателей?
· Должно ли правительство вмешиваться в политику цен на
потребительских рынках или сами покупатели позаботят
ся о собственном благосостоянии?
Маржинализм и теория потребительского поведения
Маржинализм, как научное направление возникло в последней трети XIX в. Принципиальной новизной подхода маржиналистов к анализу экономических процессов стали категории предельной полезности. Маржинализм и его составная часть — теория потребительского поведения, основываются на постулате, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявления субъективных предпочтений людей и выявления полезности благ. Теория потребительского поведения служит фундаментом и глубинным обоснованием теории спроса (с. 4.4.).
Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей. Полезность свойственна любым благам: экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей,
В основе классификации благ лежит их разделение на экономические и неэкономические. Например, такие естественные и ценнейшие жизненные блага, как атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоемах, соленая вода в морях и океанах и другие, принято считать неограниченными и преимущественно свободными для общего пользования людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности, подобные блага не являются экономическими (вспомним, что предмет экономической теории — это изучение использования редких экономических благ).
Экономические блага — это редкие блага, доступный объем которых меньше потребности в них. В подавляющем большинстве случаев экономические блага становятся пригодными к потреблению лишь после предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека.
По своей натурально-вещественной форме экономические блага
могут быть также подразделены на 1) ресурсы земли; 2) ресурсыкапитала;
3) ресурсы труда; 4) ресурсы других факторов производства, например, предпринимательской способности; 5) произведенные с их помощью готовые потребительские блага индивидуального назначения (пища, одежда, жилище, личные автомобили,средства бытового обихода, информация, услуги и т.п.).
Совершенно очевидно, что способность благ удовлетворять человеческие потреб-
ности имеет не только качественную, но и количественную сторону. Плохая еда удовлетворяет ту же потребность человека в питательных веществах, что и хорошая. Но понятно, что ценность («ве-личина полезности») второй выше, чем первой.
Как измерить ценность благ, чем определять степень их полезности, в особенности, если речь идет об экономических благах индивидуального потребления? Поиски ответов на вопросы о полезности благ имеют длительную историю и до настоящего времени относятся к числу наиболее сложных в экономической науке. Целевые установки потребительского поведения индивида всегда субъективны: отсутствуют и объективные критерии оценки (вспомним русскую пословицу: Кто любит попа, кто попадью, а кто свиной хрящик), и четкие количественные измерители. Соответственно весьма неопределенной становится и ценность блага.
В решении этих сложных проблем сформировались два важнейших направлния. Одно из них — кардинализм — основано на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических количественных единиц полезности — ютилей.
Ординализм, более современное направление, концентрирующее свое внимание на приоритетах потребления, получило название от немецкого die Ordnung — порядок. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных. Ор-диналисты анализируют шкалу предпочтений экономических благ, и устанавливают ряд аксиом, типичных для потребительского поведения при выборе покупателем альтернативных по потребительским свойствам наборов товаров. При наличии выбора . среди многих альтернативных наборов благ покупатель предъявляет спрос, соответствующий его уровню благосостояния (бюджетным возможностям) и своим субъективным представлениям о максимальной полезности приобретаемых благ.