Основная. 1. Аминов, И.И. Юридическая психология / И.И
1. Аминов, И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 48-74 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – Гл. 1, 3. – 5-23; 68-79 с.
3. Мариновская, И.Д., Юридическая психология: учеб. пособие / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомиров. – М.: Дело, 2005. – 43-78 с.
4. Еникеев, М.П. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М.П. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003. – С. 44-52.
5. Еникеев, М.П. Энциклопедия. Юридическая психология / М.П. Еникеев. – М.: Юрид. литература, 2001. – 96-102 с.
6. Романов, В.В. Юридическая психология. – М.: Юристъ, 2007. – С. 8-15;
7. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 1995. – С. 5-24.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. / Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
Дополнительная
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ,1988. – 98-112 с.
10. Психология: Словарь / Под ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд. полит. литературы, 1990. – С. 474.
Тема 5. Психология личности и индивидуальных различий
Цели занятия: сформировать представления о психологии личности; формировать умения и навыки выявления индивидуально-психологических особенностей личности собеседника в процессе общения; мотивировать студентов на работу по самосовершенствованию значимых в деятельности юриста психологических качеств личности.
План занятия
1. Групповая дискуссия по контрольным вопросам.
2. Психологический тренинг.
3. Выполнение тестовых материалов.
Контрольные вопросы
1. Проблема личности в психологии. Психологическая характеристика человека как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.
2. Психологическая структура личности. Психологическая характеристика направленности личности.
3. Психологическая характеристика темперамента.
4. Психология характера: понятие, средства диагностики, степень выраженности. Акцентуации характера.
Вопросы для самостоятельного изучения и конспектирования
1. Основные психологические теории личности: психодинамическая теория личности (3. Фрейд); аналитическая теория личности (К. Юнг); гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу); когнитивная теория личности (Дж. Келли); поведенческая теория личности (Дж.Уотсон. Б. Скиннер. А. Бандура, Дж. Роттер); деятельностная теория личности (C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская); диспозиционная теория личности (В.Д. Небылицин, Г. Олпорт, Г. Айзенк).
2. Способности и задатки. Роль деятельности, среды и наследственности в формировании способностей.
Основные понятия
Темперамент – это «естественная» психика (непроизвольная, неподвластная сознательному волевому контролю). Он определяется свойствами нервной системы и на протяжении всей жизни остается относительно постоянным. Темперамент определяет динамику психики (скорость изменения эмоций, процесса запоминания, мышления и т.д.). Темперамент – характеристика человека со стороны динамических особенностей его поведения, мышления, переживаний, т.е. темпа, ритма, интенсивности разнообразных психических процессов и состояний.
Известно, что индивидуальные различия темперамента влияют на формирование способностей и характера человека. Определяют динамику формирования навыков, знаний, проявляются в особенностях психического склада и поведения человека, а именно в общей активности (стремлении к самовыражению, преобразованию самого себя и внешней действительности), в моторике (быстрота, резкость движений) и в особенностях возникновения, протекания, прекращения разных чувств, эмоций, настроений.
Характер – «искусственная» психика, которая формируется в результате управления человеком своей непроизвольной психикой (привычками, состояниями, качествами). Какую именно «часть психики» начнет контролировать человек, зависит от его возраста и от основных социальных требований к нему. Какая именно черта характера сформируется у человека зависит от успешности овладения им своей «непроизвольной» психикой. В способах управления реализуется отношение человека к другим людям, самому себе, миру в целом.
Современная психология определяет характер как совокупность устойчивых психологических свойств человека, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. В свойствах характера выражается формально-динамическая сторона поведения, т.е. они относятся к описанию динамики, но не содержания психики и поведения человека. Характер определяет не то, почему человек совершил какое-либо действие или поступок, а как, какими способами он действует, выражает свои чувства, намерения.
Личность – «искусственная» психика (сформированная в процессе сознательного, волевого самоконтроля). Личность – это система (иерархия) отношений человека к миру, людям, самому себе. В ситуации выбора значимыми для поведения человека являются те отношения, которые в иерархии являются ведущими. Развитие личности проявляется в формировании новых отношений к миру и в упорядочивании ранее сформированных отношений.
Главной характеристикой личности является ее направленность (совокупность мотивов, целей, интересов, убеждений, ценностей и т.п.). Различают три типа направленности личности:
– Направленность на себя – проявляется в ориентации человека на удовлетворение собственных потребностей, достижение личных целей, преследование корыстных интересов. Часто сопровождается агрессивностью в достижении желаемого статуса, властностью, склонностью к соперничеству;
– Направленность на взаимодействие – стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с другими людьми, ориентация на совместную деятельность. Часто такой человек готов помогать другим, защищать их интересы даже в ущерб собственным. Хорошо ладит с людьми, заинтересован в достижении групповых целей, при этом не свободен в своих действиях, зависим от группы.
– Направленность на задачу – ориентация не столько на результат выполнения дела, сколько на процесс. Заинтересованность в решении деловой проблемы, стремлении выполнить работу как можно лучше. Такой человек скорее будет отстаивать интересы дела, чем свои или других людей.
Направленность как свойство личности является относительно неизменным на протяжении определенного этапа психологического развития человека (его психологического возраста). Сравните: темперамент – свойство психики, которое является относительно неизменным на протяжении всей жизни. Характер остается относительно постоянным на протяжении определенного паспортного возраста (не зря говорят о характере ребенка, характере школьника, студента и пр.).
Темперамент регулирует поведение (определяет динамику поведения) человека в различных ситуациях, независимо от мотивов и целей его поведения. Характер регулирует поведение в типичных ситуациях (проявляется в типичных для данного человека поступках, которые определяются отношениями человека в данных ситуациях). Личность регулирует поведение человека в уникальных ситуациях, в которых формируются его мотивы, стратегии реализации мотивации в определенных формах мышления, поведения, переживания. В таких ситуациях он определяет и отстаивает свое отношение к самому себе, другим людям, жизни в целом.
Способности – оценочная характеристика человека, его возможности выполнять какую-либо деятельность. Способности – индивидуальное свойство психики человека, которое различно сражены у разных людей и обладает рядом признаков: влияет нa успешность овладения знаниями, умениями, навыкам, но не сводится к ним, формируются в деятельности и существуют только в развитии; в отличие от темперамента, характера, знаний, мнений, навыков, выражает готовность человека к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению, определяет успешность выполнения какой-либо деятельности.
Психологические исследования способностей показали, что в их формировании значимыми являются факторы деятельности, (обучение, воспитание, ситуации жизни в целом) и наследственности. Доказано, что факторы среды в одних случаях могут компенсировать недостатки наследственности, в других – нивелировать исходно богатые наследственные возможности.
Природные предпосылки формирования способностей называют задатками. Предполагают, что задатки – это некоторые особенности нервной системы, которые выражаются в повышенной чувствительности к определенным внешним воздействиям. Насколько проявятся задатки в поведении, мышлении человека зависит от условий его индивидуального развития, которые являются уникальными, неповторимыми даже у рядом живущих, казалось бы, одинаково воспитывающихся близнецов.
Разные способности человека взаимосвязаны. Качественно-разнообразное сочетание способностей (мера их выраженности), от которых зависит возможность достижения успеха в какой-либо деятельности, называется одаренностью. Б.М. Теплов писал, что своеобразие понятий «одаренность» и «способность» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения требований деятельности. Важно, что от одаренности зависит не успех выполнения деятельности, а только возможность достижения этого успеха.