Тема 8. Психология моды. Понятие массовых вкусов
Мода как социально-психологический феномен. Мода как стандартизированное массовое поведение. Функции и механизмы формирования представлений о «модности» и «немодности». Социокультурная роль моды.
А. Смит о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры, музыки, нравственности. Особая роль вкусов элиты в распространении моды. Г. Спенсер о двух видах подражательных дейст-вий. Стремление к равенству с лицами более высокого статуса как основной мотив возникновения моды. У. Самнер о нормативном и при-нудительном характере моды. Г. Тард о моде и обычае как двух основных видах подражания. Г. Зиммель о классовом (бессословном) характере моды (мода как удовлетворение двойственной потребности человека – отличаться и быть похожим на других). Т. Веблен о роли престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании моды. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации, само-выражении и укреплении «я», благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Г. Блумер о моде как средстве внедрения новых социальных форм и адаптаций к ним в изменяющемся мире. Современные представления о социально-психологических механизмах функционирования моды.
Вопросы для самоконтроля к теме 8.
1. В чем заключается социокультурная и психологическая роль моды?
2. Назовите два вида подражательных действий в моде.
3. Какова роль моды в личностной идентификации и самовыражении?
4. Может ли мода быть средством внедрения новых социальных норм?
Тема 9. Психология творчества в коммуникационных процессах
Психология творчества как: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества, – способностей, таланта, гениальности и пр.; 3) изучение влияний, испытываемых личностью при ее вхождении в творческий коллектив; 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, – групповой дискуссии, мозговой атаки.
Творческие способности и творческое мышление. Механизмы творчества. Комбинирование, агглютинация, акцентирование, типизация.
Психодиагностика творческих способностей. Резервы творческих возможностей. Методы активизации творческого мышления.
Психология творчества PR-мена, создателя рекламы, имиджмейкера, журналиста.
Вопросы для самоконтроля к теме 9.
1. Проанализируйте особенности психологии творчества с точки зрения психологии массовой коммуникации.
2. Какова роль творческих способностей и творческого мышления в социализации личности?
3. Назовите резервы творческих возможностей.
4. Как можно выявить и активизировать творческий потенциал личности?
Тема 10. Символика и эмблематика
В коммуникационном пространстве
Символы и эмблемы в коммуникационном процессе: место, роль, функции. Психологическое восприятие символов и эмблем. Символы и эмблемы как важнейший фактор коммуникативного взаимодействия.
Символика и эмблематика в различных сферах жизнедеятельности человека. Общечеловеческие, национальные и региональные особенности символики и эмблематики. Символы классические и прикладные (технические). СМИ как «главный источник повторяющейся и ритуализированной системы символов» (Д. Гербнер). Политическая символика. Конфессиональные и иные символы и эмблемы (по аналогии с политической символикой). Символика и эмблематика в корпоративном имидже.
Вопросы для самоконтроля к теме 10.
1. В чем заключается психологический смысл понятия «символ»?
2. Назовите особенности национальной символики.
3. Охарактеризуйте особенности политической символики.
4. Каковы особенности конфессиональной символики?
5. Перечислите особенности корпоративной символики.