Тема 1. Становление деловой этики как научной дисциплины
1. Этимология и происхождение термина «этика».
2. Предмет этики как научной дисциплины.
3. Этапы формирования деловой этики как науки.
4. Мораль как характеристика личности и общества.
Методические указания для подготовки ответов:
Первый вопрос.Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.
В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а "этикой" –– науку об этих качествах.
Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них.
Аристотель посвятил новой науки такие труды, как "Никомахова," "Эвдемова этика", "Большая этика" – извлечение из двух предыдущих.
Второй вопрос.Следует сказать, что и слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово «этика» в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотое правило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Третий вопрос. Необходимо обратить внимание на понятие деловая этика – это свод неписаных (а иногда и писаных) правил для современного бизнесмена. Именно она определяет внешний вид, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота.
В подавляющем большинстве случаев деловая этика формировалась на протяжении длительного времени под влиянием определенной культуры. Не даром, в разных регионах земного шара дипломатический протокол различен. Также отличаются способы, сроки, места ведения бизнес-переговоров, заключения сделок и т.д. Хотя в настоящее время наблюдается процесс своеобразной диффузии (взаимного проникновения) этических норм разных культур друг в друга. Страны с менее развитым бизнесом и экономикой стараются налаживать экономические связи с более развитыми странами. Если вы хотите получить что-то от вашего партнера – вам надо ему «понравиться». Одним из способов «понравиться» является повторение стиля, жестов и мимики вашего партнера. При чем этот закон психологии в бизнесе работает как часы. В поле бизнеса повторение стиля партнера означает безусловное восприятие его способа ведения переговоров, стиля одежды и т.д. Вот так, стараясь налаживать деловые контакты, многие страны и народы впускают к себе в дом несвойственные им привычки и этические нормы.
В современном мире развился некий стереотип успешного делового человека. Это индивидуум обязательно в белой рубашке и деловом костюме, который строго придерживается определенных правил ведения бизнеса, общения с партнерами и конкурентами, четко ведет деловую документацию. С одной стороны все это уничтожает до определенного момента национальные традиции, но с другой стороны в данной ситуации слово «одинаковый» является синонимом слова «понятный». Ведь бизнес – это только игра, а в каждой игре есть свои единые правила, которым все игроки должны подчиняться.
В настоящее время очень много внимания уделяется «деловой этике» или «этике бизнеса». Ее корни ведут в глубь веков к самому Аристотелю. Именно ему принадлежат труды «Этика», «Политика» и «Никомахова этика». В них Аристотель представляет экономическую этику как неотъемлемую часть экономики. Древнегреческий ученый старался внушить своему сыну Никомаху, чтобы тот занимался только производством благ. Принцип «производства благ» через много веков успешно переняли церковные идеологи.
Четвертый вопрос.Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений – в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».
Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.
Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное – на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.
Литература:
а) основная литература:
1) Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова .- Изд. 2-е, испр. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2009;
2) Балашов Л. Е. Этика : учеб. пособие / Л. Е. Балашов .- 2-е изд., испр. и доп.- М. : Дашков и К, 2008.
б) дополнительная литература:
1) Гусейнов, А.А. Этика: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2003;
2) Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: Учебник для вузов. В 2 т. – М.: Дело, 2002;
3) Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: учебное пособие. – М.: Дело, 2001;
4) Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. Москва: Академический Проект, 2006.
5) Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
6) Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.
7) Этическая мысль. Выпуски 1 - 11 - ... / Отв. ред. А.А. Гусейнов. – М.: ИФРАН, 2000-2011-...
8) Современная этика: учебник. / В.А.Канке. М.:, 2009-2011.
9) Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. / Е.В.Золотухина-Аболина - М., Ростов н/Д.: 2003
Практическое занятие №2