Концепция психологического обмена.
Билет № 1
Предмет конфликтологии, задачи и функции науки.
Конфликтология – система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Объект конфликтологии –конфликт как социальное явление.
Предмет конфликтологии – исследование закономерностей генезиса, функционирования, развития, управления и разрешения социальных конфликтов.
Цель: выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, и их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
Функции конфликтологии:
• – теоретико-познавательная – разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук.
• – аналитическая – исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов.
• – прогностическо-управленческая – изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им.
Концепция психологического обмена.
Концепция психологического обмена.
• Дж. Хоманс, И. Олтмен, Д. Тейлор
Психологический обмен - феномен социального проникновения, характеризующий экстенсивность и интенсивность развития мeжличнocтных отношений в диадическом общении — личностное взаимораскрытие партнеров по общению.
• выделяют ряд условных этапов, через которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения:
- ориентации (отношения носят характер ограниченных, поверхностных контактов),
- пробного эмоционального обмена(контакты часты, но поверхностны),
- полного эмоционального обмена(контакты глубоки, но охватывают ограниченные области взаимодействия)
• - установившегося обмена (контакты охватывают разнообразные «личностные» области общающихся и развертываются как на интимном, так и на поверхностном уровнях).
• Вознаграждение – объект обмена, считающийся ценным.
• Ценность – степень усилия или способности, удовлетворяющей потребности деятельности индивида. Существуют ценности отдельных индивидов и отдельных групп.
• Ценность содержит два основных компонента: само вознаграждение; продукт прошлых историй людей, в котором отражается регулярность или нерегулярность вознаграждения.
• Чувство – сумма деятельностей, в которых индивиды сообщают друг другу «внутреннее расположение».
• Взаимодействие – факты обращения деятельности друг на друга с целью извлечь вознаграждение и избежать наказания.
Психологический обмен состоит в обоюдном удовлетворении участниками взаимодействия в группе опред-ых соц. потребностей друг друга. Психологический обмен, как и общение, явл-ся необходимым условием построения и развития системы межличностных отношений в группе.
Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо) в межличностном взаимодействии:
A) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом инфо., какими-то благами. Если чел. получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.
Б) Чел. стремится к «макс. выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой чел. не извлек больше пользы, чем вы).
B) Закон агрессии: если чел. не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.
Г) «Закон насыщения»: чем чаще чел. получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.
Д) «Принцип наименьшего интереса»: чел., который менее заинтересован в, том, чтобы данная соц. ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.
Е) «Принцип монополии»: если чел. обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить др. участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).
Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.
Билет № 2