Теоретическое обоснование, процедура проведения и принципы анализа интерпретаций метода ТАТ
1. Теоретическое обоснование – теория личности Г. Меррея, кот. создавалась в процессе многолетних исследований по апробации ТАТ. Ее ключевое положение составляет принцип “диадического взаимодействия”, согласно которому изучение личности возможно лишь в системе отношений организм—среда. Поскольку личность не существует вне социального окружения, Меррей полагает, что объектом психологического анализа должна стать некоторая единица их взаимодействия — система потребность-давление или “тема”. Потребностьпонимается как динамическое образование, которое организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение. Благодаря потребности деятельность приобретает целенаправленный характер, в результате чего, либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.
Давление отличается от потребности лишь по своей векторной направленности: потребность представляет собой динамическую силу, исходящую от организма, в то время как давление — силу, действующую на организм.
Термином “потребность” Меррей обозначает некоторую гипотетическую переменную, которая в зависимости от обстоятельств, проявляет себя то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности приобретают стабильность и становятся качествами характера. Задача психолога состоит в выявлении специфических для данного человека комплексов черт (интегратов), их взаимосвязи и иерархии.
2. ТАТ: процедура эксперимента, схема анализа и интерпретации по Г. Мерею.
Использующийся в настоящее время вариант ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций. Часть таблиц предъявляется мужчинам и женщинам, часть — только мужчинам или женщинам; имеются также таблицы для подростков. Каждому испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц. Схема эксперимента:
Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более чем в один день. Таблицы ТАТ обычно предъявляются индивидуально: с 1 по 10 — в первый день исследования и с 11 по 20 — во второй. Инструкция: “Вам будут показаны картины, по каждой из них Вы должны придумать рассказ. Расскажите, что происходит в данный момент, какие события привели к этой ситуации, каков будет ее исход. Опишите также мысли и чувства персонажей. Помните, что Вам надо придумать рассказ, а не описывать картину”. В начале второго сеанса испытуемому напоминается содержание инструкции со следующим добавлением: Инструкция на 16-ю таблицу (пустой бланк): “Посмотрите на этот пустой бланк, представьте (вообразите) себе какую угодно картину и опишите ее в деталях”. После того, как испытуемый проделал это, экспериментатор добавляет: “А теперь придумайте по ней рассказ”. Технические трудности:
1. Испытуемый забывает один из пунктов инструкции, например, начинает описывать картину, а не придумывать рассказ. Как правило, инструкция повторяется после рассказа на 1-ю таблицу, в дальнейшем экспериментатор задает лишь вопросы типа “где”, “когда”, “почему” и т. д. В дальнейшем вмешательство экспериментатора нежелательно.
2. Испытуемый говорит слишком быстро; в этом случае иногда помогает, если экспериментатор повторяет за испытуемым все то, что он говорит, тем самым сдерживая слишком быстрый темп его речи.
3. Испытуемый вместо самостоятельно придуманной истории излагает литературный или киносюжет.
4. Испытуемый придумывает не один, а несколько рассказов по каждой таблице.
После исследования проводится опрос. Основная цель опроса — получение дополнительных сведений об испытуемом. Иногда, если опрос проводится с небольшим интервалом после эксперимента, целесообразно, попросить испытуемого самому изложить основные факты биографии, а затем обсудить их совместно. Во время опроса также выясняются источники тех или иных сюжетов: взяты ли за основу события собственной жизни, истории, происшедшие с близкими и друзьями или заимствованные из литературных источников и т. д. Если в рассказах имеются логические неувязки, оговорки, аграмматизмы, ошибки восприятия, экспериментатор должен вернуться к материалам исследования и напомнить то или иное место рассказа с тем, чтобы выяснить возможные причины нарушений. ТАТ является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.
1. Анализ содержания рассказа начинается с нахождения “героя”, т. е. персонажа, с которым испытуемый идентифицирует себя. Формальные признаками идентификации с героем считаются: эмоциональная насыщенность повествования, прямое обращение к собственному опыту, употребление прямой речи, привнесение в рассказ моментов, не вытекающих непосредственно из данной таблицы, необычные сюжеты и некоторое другое. Трудности при определении “героя”: с несколькими, с прот полом, смещение в течении рассказа.
2. определение важнейших характеристик героя — его стремлений, желаний, чувств, черт характера.
3. нахождение доминирующих потребностей и их интегратов Meppeй вводит ранжирование силы потребности в зависимости от ее интенсивности, длительности, частоты и значения в развитии сюжета.
4. составляется список потребностей и соответствующих им давлений. Как уже говорилось, комбинация потребность—давление составляет, по Меррею, “тему”. Тема указывает на основной характер взаимоотношений личности и среды: находят ли удовлетворение доминирующие потребности или среда препятствует их удовлетворению и результатом их взаимодействия является конфликт.Интерпретация:
Согласно Меррею, содержание “тем” составляет: то, что испытуемый реально совершает; то, к чему он стремится; то, что им никогда не осознается, и проявляется только в фантазиях и сновидениях; то, что он испытывает в данный момент; то, каким он представляет себе будущее. Схема анализа и интерпретации рассказов Д. Раппапорта.Предлагает представление о рассказе как продукте познавательной деятельности, когда неопределенный стимульный материал допускает трансформацию со стороны мотивационных или индивидуально-личностных факторов, но в пределах и формах, контролируемых “Эго”. В тексте рассказа надо разводить содержания, имеющие непосредственное отношение к стремлениям и чувствам личности и сюжеты-клише, полностью являющиеся продуктом защитных механизмов. Рассказ всегда, за исключением грубой патологии, оказывается смесью фантазиоподобнoй продукции и сюжетов-клише. Рапапорт выделяет следующие категории: 1. Чувства, переживания, возникающие у испытуемого в процессе эксперимента ; 2. Персонажи рассказа. 3. Стремления и установки. 4. Препятствия или барьеры.
Другие схемы анализа
Подход, развитый С. Томкинсом, в частности некоторые категории анализа рассказов, широко используется при работе с методикой в самых разных психологических системах. С. Томкинс развил систему анализа рассказов ТАТ, предложенную Мерреем, введя ряд новых категорий, повышающих, по его мнению, достоверность методики.
1. Вектор характеризует психологическую направленность поведения, влечении и т. д.
2. Уровень характеризует “плоскость”, в которой разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства и т. д.
3. Условия — это любые психические, физические состояния разной валентности, которые сами по себе не выражают никакого желания пли побуждения. Например, герой несчастен (—) или герой разбогател (+).
4. Квалификаторы используются для указания на временные, пространственные и силовые характеристики предыдущих категорий.
По сравнению со схемой Меррея существенно новым являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преимущественный тип активности героя.
М. Арнольд Так, Арнольд отказывается от обязательных для системы Меррея постулатов об идентификации и о нереализованных глубинных влечениях как основном содержании рассказов.. Значение представляет собой как бы “мораль” рассказа, в которой обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. Мораль может быть “хорошей”, если поступки героя согласуются с общепринятыми нормами, и “плохой”, если герой действует наперекор им.
В результате анализа значений выводится так называемый мотивационный индекс (М. И.); он может быть положительным или отрицательным. Люди с адекватными жизненными установками, конструктивным подходом к решению собственных проблем, опирающиеся на сотрудничество с другими людьми, получают положительный М. И.; напротив, люди, склонные к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям, — отрицательный М. И. В зависимости от знака М. И. прогнозируется возможность успеха в том или ином виде деятельности. Так, обнаруживается позитивная корреляция между положительным М. И. и успехом в обществе.
Позитив подхода (несмотря на некоторую наивность и прагматичность):
- требование контекстуального анализа рассказов ТАТ. В отличие от Меррея, она рассматривает рассказ не как агрегат тем, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не раскрывающийся при анализе отдельных тем. Интерпретацию должен определять контекст, поэтому анализировать необходимо все рассказы как единое целое.
- указание М. Арнольд на роль социальных установок в детерминации сюжета рассказов.
Практическое применение. ТАТ позволяет диагностировать особенности аффективной сферы личности и мотивации: 1. Ведущие мотивы, отношения, ценности; 2. Аффективные конфликты; их сферы; 3. Способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и т. д.; 4. Индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность — подконтрольность, эмоциональная устойчивость — лабильность; эмоциональная зрелость — инфантильность; 5. Самооценка; соотношение представлений о Я — реальном и Я — идеальном; степень принятия себя.
Говоря о диагностической ценности ТАТ, необходимо подчеркнуть, что все выявляемые этой методикой закономерности и явления — не более чем потенциальные возможности, тенденции, установки личности. Поэтому неправомерен прямой перенос данных ТАТ на характеристику личности и самого поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого. Категоризованный протокол ТАТ — не зеркальное отражение личности пациента, а материал для гипотез исследователя. Широко применяется в клинике неврозов и пограничных состояний. В социальной детской, профессиональной и других областях прикладной психологии популяры разнообразные модификации ТАТ (вариант Мак-Клеланда и Аткинсона для исследования мотива достижения, детский ТАТ Беллака и другие). С классическим вариантом ТАТ их объединяет ряд формальны признаков: 1) аффективная насыщенность изображений; 2) их релевантность изучаемым переменным личности; 3) неопределенность тестовых условий; 4) инструкция, требующая придумать рассказ.