Основные мыслительные операции 1 страница
К основным мыслительным операциям относят следующие:
Анализ – выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками;
Синтез – объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств объекта (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.
Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Для сравнения необходимо менять определенную исходную позицию и цель, которые определяют весь ход сравнения.
Обобщение – основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений.
Абстракция - расчленение объектов и выделение в нем отдельных существенных в каком-либо отношении сторон; это операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений.
Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.
Практическая работа
Задание 1. Методика «Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления.
Инструкция: «Определите отношения между словами в паре, найдите аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обведите кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 минуты. Оценка производится по количеству правильных ответов».
Стимульный материал
Шифр |
1. овца- стадо 2. малина - ягода 3. море - океан 4. свет – темнота 5. отравление - смерть 6. враг - неприятель |
1. Испуг - бегство ………………………………... 1 2 3 4 5 6
2. Физика - наука…………………………………. 1 2 3 4 5 6
3. Правильно - верно …………………………….. 1 2 3 4 5 6
4. Грядка - огород ………………………………... 1 2 3 4 5 6
5. Пара - два ……………………………………… 1 2 3 4 5 6
6. Слово - фраза ………………………………….. 1 2 3 4 5 6
7. Бодрый - вялый ...…………………………….. 1 2 3 4 5 6
8. Свобода - воля…………………………………. 1 2 3 4 5 6
9. Страна - город ………………………………… 1 2 3 4 5 6
10. Похвала - брань ……………………………… 1 2 3 4 5 6
11. Месть - поджог ………………………………. 1 2 3 4 5 6
12. Десять - число ……………………………….. 1 2 3 4 5 6
13. Плакать - реветь ……………………………... 1 2 3 4 5 6
14. Глава - роман ………………………………… 1 2 3 4 5 6
15. Покой - дыхание ……………………………... 1 2 3 4 5 6
16. Смелость - геройство ………………………... 1 2 3 4 5 6
17. Прохлада - мороз …………………………….. 1 2 3 4 5 6
18. Обман - неверие ………………………………. 1 2 3 4 5 6
19. Пение - искусство ……………………………... 1 2 3 4 5 6
20. Тумбочка - шкаф ……………………………… 1 2 3 4 5 6
КЛЮЧ
5, 2, 6, 1, 6, 1, 4, 6, 3, 4, 5, 2, 6, 1, 4, 6, 3, 5, 2, 3
Норма правильных ответов - 5 и выше.
Задание 2. Методика «Выделение существенных признаков».
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, а также способность о последовательности рассуждений испытуемого.
Инструкция:«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберете только два и подчеркните их.
Стимульный материал.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
Ключ
1. растения, земля. 7. диаметр, круглость
2. берег, вода. 8. глаза, печать
3. здание, улица. 9. бумага, редактор
4. крыша, стены. 10. игроки, правила
5. углы, сторона. 11. сражения, солдаты
6. делимое, делитель.
Этот тест обычно включается в батарею тестов на мышление. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Задание 3. Определите, какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?
а) Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».
б) Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».
Задание 4. Решите задачу и ответьте на вопрос: Какое качество мышления необходимо при решении следующей задачи?:
Дома 4-х друзей расположены в вершинах квадрата. Как расположить три прямых дорожки так, чтобы из любого дома можно было дойти до каждого из других и вернуться обратно, ни разу не поворачивая назад?
Задание4. Решите задачи и ответьте на вопрос: Какое качество мышления необходимо при решении следующих задач?
а) Дома 4-х друзей расположены в вершинах квадрата. Как расположить три прямых дорожки так, чтобы из любого дома можно было дойти до каждого из других и вернуться обратно, ни разу не поворачивая назад?
б) Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?
в) Встретились два человека, друзья детства, и между ними произошел следующий диалог:
- Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!
- А у меня уже дочь!
- Как ее зовут?
- Как и ее мать.
- А сколько же лет Леночке?
Как собеседник узнал имя дочери?
Задание 5. Наблюдения показывают, что некоторые учащиеся младших классов не относят лиственницу к хвойным деревьям, потому что ее название якобы противоречит этому, а помидоры - к овощам, так как по внешнему виду они не похожи на морковь и свеклу.
Объясните, почему происходят подобные ошибки. Какая мыслительная операция недостаточно развита у этих учащихся?
Задание 6.В любом рассуждении на любую тему приходится логически делить понятия по объему, раскрывать тот круг предметов, который отображен в данном понятии. В основе этого деления лежат процессы анализа и синтеза. Приведены понятия по психологии: психические явления; внимание; ощущение; память; мышление; запоминание; воображение; чувства; эмоциональные состояния; моральные чувства.
Разделите каждое из них на сходные с ним, но меньшие по объему понятия.
Задание 7. Для объяснения сущности мышления часто приводят следующий пример. Фалес – древнегреческий ученый и мыслитель, без восхождения на пирамиду, а опираясь только на математические расчеты, сумел измерить ее высоту. В час, когда длина его тени была равна его росту, он измерил длину тени пирамиды, а следовательно, ее высоту.
Какую важную особенность мышления иллюстрирует описанный пример? Восстановите ход рассуждений ученого.
Задание 8. Запишите по 2-3 примера на каждую мыслительную операцию.
Самостоятельная работа
_______________________________________
________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Воображение
План
1. Понятие воображения.
2. Виды воображения.
3. Способы создания образов.
4. Воображение и творчество.
Литература: 11, 20, 53, 58, 61, 70.
Теоретическое введение
Воображение– психический процесс, выражающийся в умении строить новые образы. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.
Воображение вносит свой вклад во все сферы психической деятельности: познавательную, эмоциональную, волевую. Оно расширяет возможности мышления, часто опирающегося при решении задач на воображаемые образы. Яркие образы воображения порождают разнообразные чувства и переживания.
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воображения. Воспроизведение тоже может быть в образах, но оно является основной характеристикой памяти, а преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать.
Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь ее преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение связано с нашей способностью изменять мир, творить что-то новое.
Воображение может быть только у человека, который реально преобразует действительность, только у человека развивается подлинное воображение.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует. Это изменение может выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит себе картину того, чего сам он никогда не видел.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было (Приведите пример).
Воображение может создать фантастическую картину, ярко отличающуюся от действительности. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере, преобразуя действительность, отклоняется от нее, при этом учитывает ее существенные стороны.
Мощь творческого воображения и его уровень определяется соотношением двух показателей:
1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений;
2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного, порождения воображения.
Виды воображения
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
По степени активности и осознанности создания новых образов выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.
Непроизвольное воображение возникает под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. (Грезы, галлюцинации, сон).
Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие связи с окружающей человека действительностью. Обычно они результат психических и физических заболеваний.
Грезы – это психическое состояние , представляющее собой фантазию, связанную с желанием , с идеализируемым будущим.
Произвольное воображение характеризуется осознанием не только целей, но и мотивов деятельности.
Произвольное воображение разделяется по степени уникальности на воссоздающее и творческое.
Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек создает образы новые для него, но объективно они уже существуют. (Рассматривая карту, создаем образ).
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которое реализуется в оригинальных продуктах деятельности.
Выделяют особую форму воображения такую как мечта.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей мере связана с действительностью, то есть может быть осуществима. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Из стимула к действию, мечта также может переродиться в пустую мечтательность или фантазию.
Способы создания образов
Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является – агглютинация– создание новых образов на основе «склеивания» представлений. (Кентавр, русалка, аэросани и др.)
Акцентирование– подчеркивание каких – либо черт. Достигается посредством сдвига, изменения пропорций. (Карикатура).
Гипербола– преувеличение. (Богатыри-великаны).
Литота– преуменьшение. (Дюймовочка).
Типизация– специфическое обобщение, выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах. (Лишний человек)
Уровень развития воображения неразрывно связан с творческой активностью личности. Творческая активность не только показатель, но и условие развития личности. Когда человек выполняет любую деятельность не механически, а творчески, он развивает свои способности, обогащает содержательно свою личность. Как отличить выполняет человек свою деятельность творчески или механически? Творческая деятельность сопровождается:
1. устойчивой сосредоточенностью личности на объекте творчества,
2. глубокой увлеченностью и поглощенностью,
3. высокой продуктивностью и полной мобилизацией физических и духовных сил человека,
4. особой эмоциональной приподнятостью, переходящей в состояние вдохновения, состояние, характеризующееся легкостью движения мысли и образов, их особой ясностью и обилием, глубокими переживаниями.
Творчество в области педагогической деятельности предполагает у педагога хорошо развитое воссоздающее воображение, благодаря которому он способен излагать учебный материал в яркой, красочной, образной форме, и развитое творческое воображение, которое поможет предвидеть какие меры воздействия следует применять к данному ученику, чтобы достигнуть желаемого результата.
Практическая работа
Задание 1. Развитию какого вида воображения способствуют следующие задания? По каким признакам это можно установить?
а) Вообразите себя, какой либо вещью (например, книгой), погрузитесь в ее мир, и от лица этой вещи расскажите о том, как она живет, что чувствует, что думает; расскажите о ее заботах, ее настоящем, прошлом и будущем.
б) Придумайте продолжение и окончание предложенного рассказа: «Гроза слабела, удалялась. Гром гремел реже и глуше, издали. Бесшумные отсветы молний западали в комнату мадмуазель, озаряли ее и задерживались в ней лишний миг, словно что-то разыскивая. Вдруг надолго прекратившийся стук в дверь возобновился».
в) Используя предложенные слова, (ребенок, лето, сон, Земля, воробей, дорога, ключи, качели) придумайте и запишите связный законченный рассказ.
Задание 2. Охарактеризуйте и проанализируйте те методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.
Пересказ прочитанного, творческий пересказ, постановка вопросов к прочитанному тексту, письменные задания: выбор из текста подписи к картинке, описание действующего лица литературного произведения, написание сочинения о понравившемся герое.
Задание 3. Покажите на конкретных примерах связь органических процессов с воображением.
Задание 4. Подберите из художественной литературы по 2-3 примера, демонстрирующие, как восприятие действительности преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий.
Задание 5. Подберите из художественной литературы примеры на разные приемы создания образов.
Самостоятельная работа
______________________________________________________________________________________
________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
РЕЧЬ
План
1. Понятие речи.
2. Функции речи. Речь и общение.
3. Речь и мышление.
4. Виды речи.
5. Речевые особенности личности.
Литература:10, 20, 58, 59, 64, 71, 72.
Теоретическое введение
Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма существования мышления.
Нужно обратить внимание на различия между понятиями язык и речь. Язык - это средство общения между людьми, в языке закрепляется и передается из поколения в поколение обобщенный опыт, накопленный человечеством. Речь же – это процесс общения людей друг с другом посредством языка. В речи отражается не только обобщенные значения слов, но и отношение самого человека к предмету речи и к своему собеседнику. Каждый человек пользуется языком по-разному. Речь может быть лаконичной, сжатой, или образной, логической или бессвязной, бедной или богатой в зависимости от умения человека использовать в своей речевой деятельности языковые средства.
Функция общения – основная функция речи. В процессе общения речь служит средством воздействия людей друг на друга, вызывает переживания, побуждает к действию или удерживает от него.
Вторая функция – обозначающая функция. Слова в нашей речи всегда что-то обозначают (предмет, действие, отношение). Речь человека отличается от звуков, издаваемых животными, именно тем, что слова имеют предметное значение). Звуки, издаваемые животными, являются лишь средством выражения, но ничего не обозначают. Функции общения и обозначения составляют неразрывное единство, обуславливают друг друга.
Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением.
Речь-форма существования мысли. Никакие обобщенные знания были бы невозможны без слов. О единстве мышления и речи свидетельствует тот факт, что нарушения деятельности речевых зон больших полушарий ведут к расстройству речи и мышления. Больные с поражением лобных долей мозга не могут выделить главное, связно пересказать текст, приводят отдельные факты, не связанные друг с другом. Но речь не только орудие мышления. Она выражает значительно больше, чем обозначает. Для понимания речи недостаточно только знания значения слов; весьма существенную смысловую нагрузку несут выразительные моменты речи (интонация, ритм, паузы, стилистические особенности), в которых раскрывается ее внутренний смысл, эмоциональный подтекст.
Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Речь коррелирует с сознанием в целом.
Все, что отражается человеком в ощущениях и восприятии, представлениях памяти и воображения, обозначается словами.
В процессе исторического развития возникли и развивались две речевые формы: внешняя речь, сначала устная, затем письменная, и внутренняя.
Устная диалогическая речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта людей друг с другом. Собеседники связаны общими переживаниями, общей ситуацией. Их речь может быть неразвернутой, неполной, неточной и все же выполнять функции общения, воздействия, сообщения. Понимание речи достигается не одним знанием значения слов, но и дополняется выразительными средствами речи, раскрывающими внутренний смысл речи говорящего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику.
В монологической речи человек использует те же выразительные средства, что и в диалогической, но условия общения здесь другие.. Нет непосредственного общения с собеседником, речь говорящего обращена к неоднородной аудитории. Монологическая речь, чтобы быть понятной должна быть более развернутой, связной и точной, чем диалогическая.
Письменная речь, выполняя функцию общения, обращена к отсутствующему собеседнику. Поэтому, чтобы быть понятной, письменная речь требует от пишущего связного, логического и точного изложения мыслей. В письменной речи не могут быть использованы те выразительные средства, которыми пользуется говорящий человек. Для передачи эмоционального подтекста служат стилистические средства выражения: метафора, инверсия, знаки препинания и т.д.
Функции внутренней речи заключается в оформлении мысли. Внутренняя речь не служит средством общения непосредственно, но подготавливает и обеспечивает его. Внутренняя речь отлична по своей структуре: она свернута, мысль, оформляясь в речи, выражается в отдельных словах и даже частях слов. Поэтому бывает трудно перевести мысль из внутренней речи во внешнюю. Внутренняя речь всегда связана с движениями речевого артикуляционного аппарата, часто совершенно незаметными. Ослабление внутренней речи ведет к нарушению протекания интеллектуальных операций.
Речевые свойства человека не существуют сами по себе – в них проявляются особенности личности.
Тип высшей нервной деятельности, темперамент выражаются в темпе речи, ее ритме, богатстве интонаций, эмоциональной окраске. В речи человек раскрывается направленность личности, ее убежденность, проявляющаяся в силе, логичности доказательств при споре, при изложении своих мыслей. Внутреннее содержание личности, богатство и глубина знаний, острота мысли также проявляется в речи. Такие черты характера как общительность или замкнутость, уверенность или робость, наглость и многие другие, выявляются в содержании и особенностях его речи. Будущему учителю необходимо развивать свою речь: обогащать словарь, добиваться чистоты и правильности стиля языка, вырабатывать выразительную речь.