Практические методы обучения психологии

Практические методыпредполагают практическую деятельность учащихся (сту­дентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе от­носятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также вы­полняют определенные познавательные действия, направленные на решение учеб­ных задач. В преподавании психологии к ним относятся:

1) лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;

2) выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;

3) решение психологических задач;

4) упражнения;

5) групповая дискуссия;

6) дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.

Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.

Лабораторные работы как модели психологических экспериментов могут проводиться для того, чтобы: 1) на практике продемонстрировать студентам опре­деленные психологические закономерности или 2) для того, чтобы освоить мето­дику психологического эксперимента. Для решения первой задачи они могут про­водиться в рамках любых образовательных программ. Главное, чтобы студенты убедились в реальности данной зависимости или закономерности. Для решения второй задачи лабораторные работы проводятся в рамках подготовки специали­стов-психологов. В этом случае особое внимание уделяется профессионально гра­мотной организации проведения эксперимента, а также правильному оформле­нию результатов эксперимента с точки зрения методологии психологического исследования.

   
  Практические методы обучения психологии - student2.ru
 
  Практические методы обучения психологии - student2.ru
 
  Практические методы обучения психологии - student2.ru
 
  Практические методы обучения психологии - student2.ru
 
  Практические методы обучения психологии - student2.ru
 
  Практические методы обучения психологии - student2.ru

Практические методы обучения психологии - student2.ru

Практические

методы

обучения

Учебные модели

психологических

экспериментов

Психодиагностические задания

Решение психологических задач

Упражнения

Групповая дискуссия

Дидактические и деловые игры

Рис.7.3. Практические методы обучения

7.4. Практические методы обучения психологии 157

Для подбора заданий для лабораторных работ и практических занятий можно воспользоваться опубликованными практикумами и сборниками задач (Практи­ческие занятия по психологии, 1972; Елфимова, Рыбакова, Сивцова, 1975; Прак­тические занятия по психологии, 1977; Сосновский, 1979; Практикум по общей психологии, 1979; Платонов, 1980; Практикум по возрастной и педагогической психологии, 1987; Методические разработки для лабораторных занятий..., 1990; Психологические исследования, 1996; Климов, 1999; Практикум по общей, экспе­риментальной и прикладной психологии, 2000).

Психологическиетесты могут проводиться для освоения психодиагностиче­ских умений или в целях самопознания. При этом важен тщательный подбор и уместное использование тестов в зависимости от целей обучения психологии. Можно выделить несколько типов тестов в зависимости от возможностей их ис­пользования на практических занятиях по психологии.

1. Сложные профессиональные тесты (например, MMPI, тест интеллекта Вексле-ра). Они требуют серьезной психологической компетентности для проведения.

2. Относительно простые общепсихологические тесты (например, тест Айзенка на выявление экстраверсии и нейротизма или тест на коммуникативные и ор­ганизаторские способности). Их проведение возможно при менее серьезной психологической подготовке.

3. Психологические тесты, разработанные для прикладных целей определенных сфер профессиональной деятельности (например, «Опросник стиля руковод­ства», «Тест стиля семейного воспитания»).

4. Развлекательные тесты (например, «Любят ли вас окружающие?»). Они чаще всего очень просты в проведении и не имеют никакой серьезной научной основы.

Для обучения психологов может использоваться широкий круг профессио­нальных психологических тестов, за исключением последнего. При этом одновре­менно могут решаться задачи освоения психологических методов, умения решать прикладные задачи и самопознания.

На занятиях со студентами других специальностей и школьниками нельзя ис­пользовать тесты первого типа по причине недостаточной подготовленности уча­щихся и, следовательно, дидактической нецелесообразности. Тесты второго типа очень уместны и полезны, поскольку ведущими дидактическими задачами препо­давания психологии являются общее знакомство с методами и самопознание. Прикладные психологические тесты представляют ценность в рамках программ высшего профессионального образования.

Тесты 4-го типа — развлекательного — нецелесообразно использовать на заня­тиях по психологии (это допускается только в виде исключения); в противном случае у студентов и школьников может сложиться впечатление, что это и есть ме­тоды психологической науки и практики.

Решение психологических задачможет быть направлено на закрепление тео­ретических знаний или на применение этих знаний для решения практических за­дач. Это могут быть задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования; задачи по психо­логическому анализу поведения литературных героев или известных людей; задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций. При-

158 Глава 7. Методы обучения психологии

меры таких задач можно найти в учебниках для средней школы Б. М. Теплова (1947), Е. А. Климова (1997), учебных пособиях Ю. А. Самарина (1950), Я. Л. Ко-ломинского (1986). Задачи широко используются также в учебных курсах при изучении психологии в вузах (Сборник задач, 1974; Иващенко, 1979; Практикум по общей психологии, 1979; Кудрина, 1986; Таратунский, Таратунская, 1988; Ту-русова, 1994; Климов, 1999).

Упражнениядают студентам возможность формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы, например в усвоении консультационных умений (Практикум по общей психологии, 1979; Турусова, 1994; Регуш, 1996; Климов, 1999). Упражнения могут использоваться также для достижения развивающих целей.

Групповая дискуссия и деловая игракак практические методы в преподава­нии психологии направлены на освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений. Они могут проводиться в группах студентов-пси­хологов при изучении таких дисциплин, как основы психологического консульти­рования, психология семьи, психология труда и организационная психология. Эти методы представляют ценность также для других профессиональных про­грамм высшего образования.

Рассмотренные выше практические методы обычно используются в рамках ла­бораторных и практических занятий.

Наши рекомендации