О теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации
Анализ огромного количества зарубежных социально-психологических источников и работ отечественных авторов, проводивших в те годы исследования процесса группового развития, позволил А. В. Петровскому выявить, определить, описать базовые положения (а в дальнейшем эмпирически и экспериментально подтвердить их справедливость) теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах [17; 18 и др.].
Во-первых, групповая активность характеризуется стратометрической (многослойной) структурой. На периферии оказываются ценности и отвечающая им поведенческая активность, напрямую не связанные и практически никак не опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой совместной деятельности. Ближе к групповому «ядру» находятся ценностный и отношенческомежличностный пласт, в той или иной степени (во многом в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества) опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой деятельности. Этот структурный слой как бы «прогревает» поверхностную «оболочку», порой в решающей степени определяя характер и самих аттракционных отношений. И, наконец, «ядерный» слой, т. е. ценности, которые напрямую «завязаны» на специфику групповой деятельности, ее социальную значимость и особые условия ее успешного выполнения.
Во-вторых, определяющим постулатом, лежащим в основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, является тот факт, что любое сообщество имеет обусловливающую его жизнедеятельность характеристику — уровень социально-психологического развития. В рамках теории деятельностного опосредствования обоснованно определены семь основных качественных точек группового развития, характеризующих группу высокого уровня развития типа коллектива, просоциальную и асоциальную ассоциации, просоциальную и антисоциальную кооперации, корпоративную группировку и диффузную группу (рис. 1). Наиболее последовательно и подробно классификация реально функционирующих контактных групп, построенная на основе уровня их социальнопсихологического развития, обоснована и описана в двух коллективных монографиях под редакцией А. В. Петровского (Психологическая теория коллектива. М., 1979; Психология развивающейся личности. М., 1987).
Рис. 1. Группы разного уровня развития в рамках условного локального пространства, по А. В. Петровскому: OX — степень опосредованности межличностных отношений в группе целями, содержанием и задачами групповой деятельности; OY — степень просоциальности групповой деятельности; OZ — степень асоциальности и антисоциальности групповой деятельности; группа I — диффузная, или номинальная; группы II и III — просоциальная и асоциальная ассоциации; группы IV и V — просоциальная и антисоциальная кооперации; группа VI — коллектив; группа VII — корпорация
Эвристичность теории деятельностного опосредствования межличностных отношений проявилась, в частности, в том, что на более позднем этапе своего развития, уже в 80—90-е гг. XX в., она выступила теоретико-методологической базой и отправной точкой создания концепции персонализации [14—16 и др.]. Именно эти две концептуальные схемы, одна из которых — теория деятельностного опосредствования, а вторая — концепция персонализации, по сути, «дочерняя» по отношению к теории деятельностного опосредствования концептуальная модель социально-психологического развития личности, и выступают в качестве хоть и самоценных, но принадлежащих к одной и той же целостной научной психологической школе теоретических построений, что позволяет в содержательном единстве позиций рассматривать «групповое» как «личностное» и «личностное» как «групповое».
Говоря о концепции персонализации как неком теоретическом построении, позволяющем объективно оценить процессы личностного развития в условиях как малой группы, так и широкого социума, следует остановиться на основных, базовых позициях этой концептуальной модели. Личность как субъект межличностных отношений представляет собой своеобразное единство трех ипостасей существования собственно личности и личностности: «Личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности…, структура характера личности, особенности темперамента, способности...; личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личности их участников...; личность как “идеальная представленность” индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей» [14, с. 6]. Согласно этой концепции, индивид испытывает закономерную социально детерминированную потребность «быть личностью», т. е. быть в максимально возможной степени «идеально представленным» в сознании других людей (в первую очередь, «значимых других»), при этом прежде всего и более всего теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии способности «быть личностью». Разрыв, «вилка» между потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста, нарушить общую поступательную направленность движения к подлинной социальной зрелости.
Если говорить о научной психологической школе А. В. Петровского, то в собственно теоретическом плане ее основа никак не исчерпывается исключительно теорией деятельностного оппосредствования межличностных отношений в группах и концепцией персонализации. Более того, подавляющее большинство конкретных эмпирических и экспериментальных исследований, в последние годы осуществляемых в рамках научной психологической школы А. В. Петровского, в частности, на базе факультета социальной психологии МГППУ, в теоретическом плане отталкиваются от основных положений таких «дочерних» по отношению к теории деятельностного опосредствования и концепции персонализации социально-психологических моделей, как социальнопсихологические модели вхождения личности в референтную для нее группу, восхождение личности к своей социальной зрелости и социально-психологическая трехфакторная модель «значимого другого» [10; 12; 13; 19; 20 и др.].
Именно поэтому в данной статье имеет смысл хотя бы в краткой форме остановиться на базовых позициях этих концептуализированных моделей.