УЭ-1.2.1 Этнические процессы в современном мире, РФ, ХМАО
Основные понятия курса ОМК
Основными понятиями курса являются: этнос, народ, нация, культура, коммуникация, МЭК, МКК. Эти понятия по большей части неоднозначны, поскольку входят в сферу исследований различных наук.
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).
Титульный этнос – народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.
Этничность – совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.
Существует несколько научных концепций, значительно расходящихся в подходе к понятиям этнос и этничность:
– Примордиализм – подход, согласно которому этничность – это врождённое свойство человеческой идентичности, имеющее объективную основу либо в природе, либо в обществе. Этносы имеют глубокие исторические корни, их природа и отличительные особенности не столько результат социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе биологически обусловленная. Возник в Германии, в середине XIX в. Представители – К. Гирц, П. ван ден Берге, Л.Н. Гумилёв, Э. Смит.
– Функционализм – подход, согласно которому этничность – это преходящее и ограниченное во времени явление, гораздо большее значение имеет то, как функционирует культура. Занимается в основном изучением законов и принципов культуры. Возник в Англии, во второй половине XIX в. Представители – Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун.
– Конструктивизм – подход, согласно которому этничность – это интеллектуальный конструкт, сознательно создаваемый писателями, учёными и политиками, как результат их представления о мире. Этнос – общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Возник в США, во второй половине XX в. Представители – Дж. Комарофф, Б. Андерсон, В.А. Тишков.
– Инструментализм – подход, согласно которому этничность – это инструмент, используемый политическими лидерами для достижения своих целей, этничность – это продукт мифов, созданных элитой. Возник в Западной Европе и США, в середине 1970-х. Представители – Д. Лэйтон, Д. Хоровитц, Дж. Ротшильд.
Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племён и образования племенных союзов.
Понятие народ в науке чаще всего приравнивается к понятию этнос. Однако существуют и другие определения.
Народ – субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.
Нация – исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.
Нация – граждане одного государства.
В советской этнологии выделялись исторические типы этносов:
– племя (для первобытного строя);
– народность (для рабовладельческого и феодального обществ);
– нация (для капиталистического общества).
Национальность – термин для обозначения принадлежности человека или группы людей к определённой этнической общности.
Культура (истор. словарь) – это то, что создано людьми в дополнение к природе.
Культура (социолог. словарь) – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – англ. culture; нем. kultur. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определённый уровень исторического развития данного общества и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
Культура (энциклоп. словарь) – (от лат. cultura – возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура – внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире.
Культура этноса – совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.
Компоненты культуры:
– знания;
– нормы;
– обряды;
– обычаи;
– ритуалы;
– традиции;
– ценности.
Главные функции культуры:
1. Познавательная функция – при помощи культуры познаётся окружающий мир.
2. Функция исторической преемственности обеспечивает передачу социальной наследственности от поколения к поколению.
3. Семиотическая (знаковая) функция создаёт систему знаков, без овладения которыми нельзя постичь содержание культуры.
4. Регулятивно-нормативная функция регулирует различные виды деятельности людей.
5. Аксиологическая (ценностная) функция вырабатывает систему ценностей для носителей культуры.
6. Коммуникативная функция обеспечивает условия и средства, необходимые для человеческого общения.
7. Функция социальной интеграции и консолидации формирует условия для устойчивости группы людей, носителей культуры.
8. Гуманистическая (человекотворческая) функция – совершенствование склонностей и способностей человека.
Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Можно выделить несколько уровней межэтнической коммуникации (МЭК):
1. Этнический уровень – общение между локальными этносами.
2. Региональный уровень – в результате длительного общения между народами в контексте их взаимодействия в пределах историко-географической целостности (региона).
3. Национальный уровень – взаимодействие внутри этноса или между различными этносами через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическую регуляцию.
4. Цивилизационный уровень – между разными типами цивилизаций.
Межкультурная коммуникация – общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже – опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.
Считается, что это понятие введено в 1950-х гг. американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах.
Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т.н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов – национальная или этническая культура.
В настоящее время всё чаще доминирует т.н. динамическое понимание культуры как образа жизни и системы поведения, норм, ценностей и т.д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.
Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель – облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.
Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.
Межкультурная компетенция– комплекс знаний и умений, позволяющих индивиду в процессе межкультурной коммуникации адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, эффективно использовать вербальные и невербальные средства, воплощать в практику коммуникативные намерения и проверять результаты коммуникации с помощью обратной связи.
Межкультурная компетенция– совокупность знаний, навыков и умений, общих для всех коммуникантов, необходимая для достижения взаимопонимания.
Межкультурная компетентность – знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей.
Интолерантное поведение может проявляться в различных вариантах:
этноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей собственного этноса;
национализм - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям;
ксенофобия - враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.;
геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам;
дискриминация - ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.;
расизм - идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп;
сегрегация - принудительное разделение населения на группы по определённому социальному признаку, чаще всего расовому и этническому;
апартеид - это принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.
Этнический стереотип (этностереотип) - это обобщённое представление о типичных чертах, характеризующих тот или иной народ. Такой стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определённой черты у всех её представителей. Этностереотип как один из существенных компонентов этнического сознания представляет собой осознание характерных с точки зрения данного этноса признаков других этнических общностей, что осуществляется в форме построения образа чужой этнической группы (группы - они). Этностереотипы принято делить на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы отражают то, что люди думают о своём собственном народе. Для автостереотипа свойственно идеализирование своего народа, наделение его положительными качествами. Превращение собственной этнической группы в эталон может стать при определённых условиях основой для формирования в ней высокой неадекватной самооценки, т.е. гипертрофии позитивных характеристик представителей своей этнической группы, а также утверждения превосходства своей культуры. И в то же время автостереотип «оправдывает» существующие отрицательные качества у «своего» этноса.
Гетеростереотипы - представления о другом народе. Нередко связаны с преувеличением негативных качеств отдельных представителей другого этноса и переносом их на всех представителей данного этноса. В результате могут возникнуть антипатии к чужой этнической группе, предубеждение против неё, которые, закрепляясь, превращаются в отрицательный этнический стереотип. Они более критичны, чем автостереотипы и являются источником этнических предрассудков.
Каким бы путем ни сложились те или иные этнические стереотипы, они с течением времени приобретают характер нормы, передающейся из поколения в поколение как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Тут сказывается и историческая традиция, воплощённая в исторических сочинениях, литературе, обычаях, и консерватизм системы воспитания. Особенно велико значение воспитания.
Этническое предубеждение - переходное образование между такими устойчивыми структурами как этнический стереотип и этнический предрассудок. Психологической основой формирования предубеждений является углубление тенденции к преувеличению различий между собственной и другими этническими группами, с одной стороны, и минимизация отличий внутри собственной группы - с другой. Наличие предубеждений в этническом самосознании личности или группы является предпосылкой и основой для формирования этнических предрассудков. Как правило, этот тип установочных образований не связан с открыто враждебными проявлениями в поведении, а активно репрезентируется только при отсутствии прямого контакта с представителями определённых этнических общностей.
Предубеждения, в основном выражаются в таких формах поведения как избегание общения с представителями определённых этнических общностей или уклонении от межэтнических контактов в определённых сферах жизнедеятельности. Феноменологическими индикаторами предубеждений могут также служить стойкие предпочтения и преимущества, которые предоставляются представителям определённых национальностей, начиная от выбора партнёра для трудовой деятельности и заканчивая выбором супруга.
УЭ-1.2.1 Этнические процессы в современном мире, РФ, ХМАО
(лекция – 2 часа)
План:
1. Виды этнических процессов.
2. Основные этнические процессы в современном мире.
3. Этнические процессы в современной России.
4. Этнические процессы в ХМАО-Югре.
Литература:
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Уч. пособие для вузов. – М.; Аспект пресс, 1998. –302 с.
2. Журнал «Демоскоп». URL: http://www.democope.ru (дата обращения 12.09.10).
3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Издательский центр «Академия»»; Высшая школа, 2000. – 304 с.
4. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. - М.: Проект. 2002. – 352 с.
5. Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI вв. – М., ИНИОН РАН, 2006. – 176 с.
6. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. Учебное пособие. - М., 1997. – 320 с.
Виды этнических процессов
Распадение человечества на множество этносов приводит к необходимости для каждого человека идентифицировать себя с той или иной группой. И в этом случае на первое место выходит понятие «этничность» или этническая идентичность. Этничность – совокупность характерных специфически культурных признаков, отличающих одну этническую группу от других. Наиболее распространёнными являются три значения термина этничность:
1. Этничность как форма межгруппового взаимодействия, когда представители одной группы воспринимают себя как «мы» и противопоставляют себя другой группе – «они».
2. Этничность как качество группы, т.е. комплекс признаков или атрибутов, объединяющих этническую группу в единую общность.
3. Этничность как этническая идентичность, т.е. специфическая форма отождествления, заключающаяся в соотнесении индивидом себя с какой-либо группой, к которой он себя причисляет.
Среди специалистов не существует единого мнения по поводу природы и значимых характеристик этничности
Понятие «этнические процессы» является одним из важнейших в современной науке о народах. Под ним понимается изменение любых этнических общностей как в результате взаимодействия с другими, так и в ходе своего собственного развития. Существует несколько классификаций этнических процессов в зависимости от избранного критерия.
Если за основу берётся изменение внутренней структуры этноса, то выделяются этноэволюционные и этнотрансформационные процессы:
– Этноэволюционные – при изменении каких-либо компонентов этнос или его часть остаётся неизменной, не меняется этническое самосознание.
– Этнотрансформационные – изменяется самосознание и этническая принадлежность среди людей внутри контактирующих этносов.
В том случае, если критерием является направление развития этноса, то выделяются этнически объединяющие процессы и этнически разделяющие:
– Этнически объединяющие:
1. Этническая фузия – процесс слияния нескольких этносов, родственных по языку и культуре, приводит к смене этнического самосознания.
2. Этническая консолидация – внутренне сплочение этноса, сглаживание различий между субэтническими группами внутри него.
3. Этническая ассимиляция – растворение самостоятельного этноса или его части в другом этносе.
4. Этническая конвергенция – процесс ассимиляции между близкими по языку и культуре этносами.
5. Межэтническая интеграция – взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких этносов, в результате которого у них появляются общие черты, но не происходит процесс слияния или создания новых этносов.
6. Этногенетическая миксация – слияние народов, не связанных родством, в результате которой появляется новый этнос.
– Этнически разделяющие процессы:
1. Этническая парциация – разделение единого этноса на несколько частей.
2. Этническая сепарация – отделение от этноса небольшой части.
Все современные этнические процессы, так или иначе, укладываются в рамки этой классификации.