Центральное новообразование возраста
Уровень развития общения
Ведущая деятельность
4) социальная ситуация развития
6. Зафиксировать существование опосредованных потребностей, имеющих сознательный характер, и доказать, что в процессе развития мотивационно-потребностной сферы происходит освобождение от диктата «натуральных» потребностей, удалось российскому психологу:
1) Д.Б. Эльконину
2) Л.И. Божович
3) А.Н. Леонтьеву
4) П.Я. Гальперину
7. Принцип отечественной психологии – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:
1) Л.С. Рубинштейн
2) Б.Г. Ананьев
3) П.П. Блонский
4) Л.С. Выготский
8. В концепции Л.С. Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
1) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью
2) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов
3) результат нарушения детско-родительских отношений
4) «болезни роста»
9. Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) характеризуется как:
1) уровень потенциального развития
2) достигнутый уровень развития
3) степень сложности высказываний ребенка
4) степень сложности задач, предъявляемых ребенку ближайшим окружением (родителями, учителями)
10. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:
1) экстериоризации
2) трансформации
3) идентификации
4) интериоризации
11. Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений, называют:
1) эволюционными
2) революционными
3) ситуационными
4) сложными
12. Положение о том, что у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, способности, таланты, соответствует концепции (теории):
1) социогенетической
2) рекапитуляции
3) конвергенции двух факторов
4) культурно-исторической
13. Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется:
1) эволюцией
2) соматогенным развитием
3) психическим развитием
4) возрастом
14. Основанием для определения психологических критериев возрастного развития являются:
1) познавательные процессы и личностные характеристики
2) особенности роста
3) деятельность нервной системы
4) возможности нравственного, эстетического, трудового воспитания
15. Теорию конвергенции двух факторов, которые в равной мере значимы для психического развития ребенка, предложил:
1) А. Бине
2) Х. Вернер
3) В. Пейер
4) В. Штерн
3. Периодизации психического развития
Учебные элементы:определение понятий возраста, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, стабильных, критических, сенситивных периодов в развитии человека; основных подходов к построению периодизаций психического развития в зарубежной и отечественной психологии
1. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека, называются:
1) возрастные кризисы
2) возрастные особенности
3) индивидуальные этапы развития
4) индивидуальные кризисы
2. Качественные преобразования личности и психики, возникающие в конце каждого возрастного этапа, - это:
1) идентификация
2) рефлексия
3) возрастные новообразования
4) социальная адаптация
3. Такие симптомы как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм являются показателями кризиса:
1) новорожденности
2) 3 лет
3) 1 года
4) 7 лет
4. Такие психологические реакции как эмансипация, «отрицательная имитация», группирование, увлечения (хобби-реакция) возникают в ... возрасте.
1) дошкольном
2) младшем школьном
3) подростковом
4) юношеском