Гендерные особенности аддиктивного поведения

Типы, формы и структура девиантного поведения имеют половую (гендерную) окраску. Некоторые из них считаются атрибутом исключительно мужского или женского стилей отклоняющегося поведения, иные могут в меньшей степени зависеть от половой принадлежности человека. Отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения оцениваются на основании различий темпераментальных особенностей, характерологических свойств и личностных качеств.

К поведенческим особенностям психофизиологического характера, имеющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты лучшей переносимости женщинами болевого ощущения, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Этот факт может быть объяснен как психофизиологическими особенностями пола, так и психологическими традициями роли женщины и мужчины в определённых обществах и культурах. Мужской и женский стили поведения могут базироваться и на гендерных различиях психомоторики (походки, жестикуляции, письма), эргичности, скоростных (темповых) характеристиках и предметной пластичности [51, с.178].

По данным В.М.Русалова, у мужчин по сравнению с женщинами чаще проявляется жажда деятельности, наблюдается избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность, более выражено стремление к напряжённому умственному и физическому труду. Кроме того, отмечается гибкость мышления, лёгкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм деятельности, чаще наблюдается высокий темп поведения, более высокая психомоторная скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. Для женщин более характерна лёгкость вступления в новые социальные контакты, у них шире набор коммуникативных программ, более выражена коммуникативная импульсивность, лёгкость переключения в процессе общения, а также повышена чувствительность к неудачам, чаще наблюдается беспокойство, неуверенность, тревога.

Таким образом, на уровне сбалансированного психофизиологического функционирования (темпераментальных свойств) можно отметить тот факт, что стилевые характеристики поведения мужчин и женщин существенно разнятся. Процесс воспитания способен сгладить или заострить различия и сказаться на становлении и диагностике девиантных форм поведения.

На уровне характерологических свойств стилевые особенности проявляются в виде гендерных стереотипов полоролевого поведения. Под ними понимаются модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (И.С.Кон). Формирование полоролевого поведения происходит на базе соответствующих гендерных особенностей темперамента под воздействием воспитания. Вершиной полоролевого воспитания является формирование психосексуальной ориентации (гетеро-, или гомосексуальной), что имеет значение для оценки сексуальных девиаций.

Оценка нормативности мужского и женского поведения зависит от этнокультуральных параметров, поскольку половые роли могут разниться в зависимости от общественных ожиданий и требований. В одних странах и регионах мира эти ожидания характеризуются существенными различиями, в других – они сближаются и даже сливаются (унисексуальный стереотип). В культурах «восточного типа» отмечается дистанцирование и строгая очерченность гендерных стереотипов поведения с предписыванием женщинами мужчинам различных видов деятельности и способов взаимодействия в обществе и семье. В западной психологической культуре отмечается сближение половых ролей. Именно в западном мире родился и развивается феминизм, первоначально направленный на борьбу за равные социальные права мужчин и женщин, но фактически переродившийся в борьбу женщин за размывание границ полоролевого поведения.

Несмотря на существование разных этнокультуральных взглядов на полоролевое поведение, все же можно отметить следующие характеристики типичного (нормативного) женского и мужского стереотипов поведения на уровне характерологических особенностей. К мужскому стереотипу, обозначенному как маскулинность, относят активность, бескомпромиссность, решительность, независимость, самостоятельность, самодостаточность, эмоциональную устойчивость. К женскому, называемому фемининность, причисляют покорность, нежность, послушание, терпимость, аккуратность, зависимость, несамостоятельность, чувственность, эмпатийность, тревожность и склонность к ярким экспрессивным проявлениям.

Для характеристики гендерного стиля поведения значимыми являются особенности поведения и самопрезентации человека в следующих сферах:

- внешность и стиль одежды;

- манера поведения (мимики, жестов, походки);

- манера речи;

- стиль взаимодействия в семье;

- стиль взаимодействия в обществе;

- стиль сексуальной активности.

Половые различия в проявлении различных форм аддиктивного поведения представлены довольно ярко. Признанным фактом является то, что нарушения пищевого поведения характерны для женского стиля поведения. Это связано в первую очередь со значимостью внешности и привлекательности для женщины. По данным Е.Т.Соколовой, имеются гендерные различия в субъективной ценности всего тела и различных его частей. С психологической точки зрения самооценка человека и в особенности выпестованный групповыми традициями и семейным воспитанием реестр ценностей различных частей собственного тела способны оказываться психотравмирующими факторами при возникновении какого-либо дефекта (например, связанного с пищевым поведением) в «ценном органе».

Для женщин типичными являются такие разновидности нарушения пищевого поведения, как анорексия, так и булимия, что обусловлено значимостью параметров массы и красоты тела [51, с.193].

Аддиктивное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, так же как и иные, имеет специфические гендерные особенности. Алкогольное поведение женщины отличается от алкогольного поведения мужчины. Выделяют (Л.К.Шайдукова) три психологических типа женщин, страдающих алкоголизмом: фемининно-асоциальный, маскулинно-социопатический, фемининно-конформный. При фемининно-асоциальном типе преобладающими являются такие черты, как: возбудимость, агрессивность, неустойчивость настроения, импульсивность, снижение контроля над своими действиями, потворство желаниям, отсутствие твердых жизненных установок, плохое самопонимание, отсутствие критического отношения к своим поступкам, легкомыслие. При маскулинно-социопатическом типе доминируют следующие черты: прямолинейность, грубость, решительность, склонность к риску, отсутствие сентиментальности, склонность к безапелляционности суждений. При фемининно-конформном типе обнаруживаются: покорность, подчиняемость, внушаемость, склонность к компромиссам и соглашательству. Алкогольное поведение формируется при различных типах неодинаково.

При первом типе отмечается спаянность алкогольного поведения с сексуальной зависимостью от партнёров, готовность к сексуальным эксцессам. При втором – алкоголизация сопровождается лихачеством и мотивируется проверкой своих возможностей, доказательством своих сил, утверждением равноправия с мужчинами – членами компании. При третьем – основой алкогольного поведения становится конформность, стремление неукоснительно следовать семейным традициям, характерному для их мужей алкогольному паттерну поведения.

Структура употребления наркотических веществ менее чем алкоголя подвержена гендерному влиянию.

Психологической особенностью сексуальных девиаций при аддиктивном типе девиантного поведения является поиск новизны, риска, запредельных ощущений. Характерным для женщин является гиперсексуальный вариант аноргазмического поведения, при котором наблюдается феномен «ловли оргазма». Суть его заключается в том, что с целью достижения сексуального удовлетворения женщина начинает прибегать к несвойственному ей сексуальному экспериментированию. Она может включиться в групповые сексуальные взаимодействия, часто менять партнёров, прибегать к иным разновидностям парафильного поведения (например, зоофилии).

Из сверхценных психологических увлечений многие чаще проявляются у мужчин, чем у женщин. Это относится и к гемблингу, и к трудоголизму, и к фанатизму. Можно предполагать, что столь явный гендерный механизм формирования сверхценности у мужчин обусловлен структурой психологических особенностей, в которой целеустремлённость, настойчивость и склонность к длительной фиксации внимания на определённом виде деятельности относится к специфическим мужским характеристикам.

Учитывая различия в психологии мужчин и женщин, в частности склонность женщин легко вступать в новые социальные контакты, иметь более широкий по сравнению с мужчинами набор коммуникативных программ, более выраженную коммуникативную импульсивность, лёгкость в переключении в процессе общения, можно утверждать, что имеются гендерные различия в проявлениях коммуникативных девиаций. Так, известно, что аутистическое поведение значительно чаще выявляется у мужчин, чем у женщин, а гиперобщительность – наоборот.

Наши рекомендации