Социальная экспертиза и социальное проектирование: цели, задачи испособы проведения
Соц. экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие соц объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Это определение соответствует четырем функциям СЭ: диагностическая функция, информационно-контрольная функция, прогностическая функция, проектировочная функция. Потребность в проведении СЭ возникает каждый раз, когда решение нормативного характера может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей; при этом у принимающего решения органа: 1) нет ясности: 2) есть намерение 3) есть несколько противоречащих друг другу решений Цель СЭ- установление соответствия деятельности органов гос. власти и других соц. институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия. Поэтому необходимо уточнить цель СЭ, сформулировав конкретные задачи, которые она призвана решать:* дать аргументированное заключение о соответствии НПА и деятельности органов гос власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям соц политики; * выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные соц последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий; * оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты НПА, соц проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации; * внести предложения по решению возникшей социальной проблемы. СЭ проводится, в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия НПА и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам. Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следующую последовательность действий органа, принимающего решения: 1) определение контуров проблемы. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции; 2) установление способов исследования проблемы и определение необходимости экспертизы 3) формирование частей заказа, которые соответствуют компетентности органа. 4) выбор модели экспертного исследования в зависимости от характера задачи.. 5) если заказчик не удовлетворен предложениями организатора, он ведет диалог с ним до достижения согласия, меняет организатора или отказывается от проведения экспертизы . 6) после согласования организационных вопросов заказчик оформляет свое решение о проведении экспертизы, устанавливая ответственность организатора, но не экспертов, ответственность которых возникает лишь в порядке заключенных с организатором трудовых договоров или ином договорном порядке. Модель I: «Рецензия». - наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая: * заказ на рецензию; * предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию; * принятие итогового документа - рецензии и соответствующие действия: Рецензия - простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.Модель 2: «Мониторинг». Эта модель осуществляется на долговременной основе.: * принимающий решения орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, * эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, * эксперт представляет органу, принимающему решения, итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей в том числе сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций. Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза соц.объектов, соц. качеств, социальных процессов и отношений.. СП дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс СП также называют "соц. конструированием".. СП как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованны характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов. Соц. проектирование - это деятельность, которая представляет собой социальную технологию .1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная,социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.2. Соц. заказ. Заказ выступает в качестве определенной соц.установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Соц. заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей соц. проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. В соц. паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях соц.структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. 4. Цели. Цель является поводом для понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотив);б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий);в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых). 5. ЗадачиПосле определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед соц. системой. Что такое задачи нам уже известно -это этапы достижения целей. 6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Соц. прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития соц.систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.).