Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
Одно из центральных понятий теории Эриксона - идентичность личности. Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
Еще одно важное положение теории Эриксона - кризисность развития. Эриксон выделил несколько стадий развития личности (таблица 11).
Таблица 12
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
На 1стадии (Младенческий возраст) происходит выделение ребенком себя как отдельного индивида. | |
БАЗИСНОЕ ДОБЕРИЕ против НЕДОВЕРИЯ | |
При хорошем уходе за ребенком, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса: 1. Биологический (кормление, сон, уход); 2.Психологический (организация индивидуального опита); 3. Общественный (культурная организация взаимосвязанных людей этнос). | Отсутствие заботы, непоследовательное отношение, запреты и ограничения оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для недоверия к миру. |
На 2 стадии (Ранний возраст) формируется и отстаивается ребенком автономия и независимость | |
АВТОНОМНОСТЬ против СТЫДА И СОМНЕНИЙ | |
Начинается с навыка ходьбы, самообслуживания. Обретается чувство уверенности в себе Стремление действовать независимо от родителей. Формируется автономность. | Борьба за опрятность, связанная с неудачами, создает основу чувства стыда и сомнения. |
На 3 стадии (Возраст игры) появляется интерес к своим гениталиям. Происходит осознание своей половой принадлежности. Познается окружающий мир в игре через воображаемые и моделирующие ситуации. | |
ИНИЦИАТИВНОСТЬ против ЧУВСТВА ВИНЫ | |
Исследовательская активность переносится за пределы собственного тела. В игре формируются; - активная предприимчивость; -инициативность. | Агрессивное поведение ребенка ограничивается, критикуется, наказывается. С ограничением инициативы появляется чувство вины и тревожности. Привыкает быть виновным. |
На 4 стадии (Школьный возраст) осуществляется обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности | |
ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ | |
При росте компетентности в разных областях развиваются навыки и умения. Активно учатся тем типам техники, которые значимы в данном обществе. Трудолюбие оценивается. Эго-идентичность достигает реальной силы. В юношеский период формируется идентичность как характеристика зрелой личности. | Постоянный неуспех сдерживает активность ребенка. Он переживает свою неумелость и видит себя обреченным на неуспех. При сравнении и негативном оценивании ребенка возникает чувство неполноценности. |
На 5 стадии (Подростковый возраст) происходит формирование первой цельной эго-идентичности. | |
ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ | |
Трудности и развития идентичности связаны с кризисом развития Эго: -Физический рост и половое созревание; -Озабоченность тем, «как я выгляжу», «что я собой представляю»; -Необходимость найти свое признание, отвечающее способностям и требованиям общества; -Необходимо решать старые задачи: доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений, которые создают некую ценность личности. | При неудачах возникает смешение ролей (диффузная идентичность). Происходит задержка в развитии. Синдром патологии идентичности: -Отсрочка обретения взрослого статуса; -Смутное состояние тревоги; -Пребывание в состоянии ожидания чего-то лучшего; -Страх перед общением; -Неспособность эмоционального воздействия на лиц другого пола; -Презрение всего отечественного и предпочтение иностранного. Может быть поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем как способ самоутверждения». |
На 6 стадии (Молодость) происходит поиск спутника жизни. Появляется желание тесного сотрудничества с другими. | |
ИНТИМНОСТЬ против ИЗОЛЯЦИИ | |
Основой для сближения с окружающими служит полное овладение своим поведением. Появляется готовность к проявлению зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества к трудовой деятельности. | Избегание контактов, требующих близости, ведет к одиночеству, к «проблемам характера», психопатологии. Возможно стремление не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. |
На 7 стадии (Зрелость), происходит развитие личности. Дети подтверждают субъективные ощущения своей нужности другим. | |
ТВОРЧЕСТВО против ЗАСТОЯ | |
Заботы о воспитании нового поколения, труд и творчество. Но все вкладывается частица своего «Я», и это приводит к личному обогащению. | При плохой ситуации развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личному опустошению. |
На 8 стадии (Старость) происходит достижение новой свершающей формы и эго-идентичности | |
ИНТЕГРАЦИЯ против РАЗОЧАРОВАНИЯ В ЖИЗНИ | |
Интегрируется результат всех 7 стадий формирования личности. Проявляется: -Личностная уверенность в порядке и осмысленности; -Принимается свой жизненный путь, как единственно верный. Сохраняется привязанность к принципам прошлых времен. Обретается мудрость. | Отсутствие личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, т. к. невозможно начать жизнь сначала и по-новому, для достижения целостной личности. |
Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности.
Таблица 12
Характеристика теории психосоциального развития Э. Эриксона
Основной предмет исследования | Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий |
Методы исследования | Метод анализа клинических случаев, кросс-культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, психоисторический метод |
Основные понятия | Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуализация |
Основные идеи | Стадии развития предопределены генетически, универсальны; порядок их развертывания неизменен |
Факторы развития | Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи) |
Ценное | 1.Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго 2. Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия 3. Одна из немногих теорий, охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней 4. Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития 5. Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода |
Направления критики | Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции. |