Составные элементы воспитательных технологий
Любая деятельность, в том числе и воспитательная, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком - это система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе. В узком - это проявление индивидуального мастерства воспитателя в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.
Методы, составляющие основу традиционной воспитательной технологии: убеждение, внушение, подражание, упражнение, побуждение (в современной социокультурной ситуации дополняются гуманистической технологией). Ее ключевыми звеньями являются следующие составляющие, которые выделены в Концепции воспитания.
Учет актуальных потребностей людей разного возраста.Выделяют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей. Непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. При этом используются эффективные механизмы реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения: воздействие на эмоционально-познавательную сферу (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).
Позитивное восприятие воспитанника. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир человека, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа, верить в его силы и возможности.
Психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие предполагает воспитание с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье. Воспитание без принуждения и насилия в свою очередь способствует формированию личности, отвергающей принуждение в любых формах, она обеспечивает развитие самосознания и ответственности. Только тот человек способен овладеть гуманными принципами построения отношений с другими людьми, природой, самим собой, кто ответственен за свои действия и поступки, кто принимает иное - других людей, природу, материю как равных себе, как то, что нельзя покорять, а с чем необходимо сотрудничать. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, свой путь к истине.
Гуманистическая технология требует воспитания таких качеств, как доброжелательность, открытость, целенаправленность, умение общаться и расширять сферу коммуникаций, не быть высокомерным, не властвовать над другим, понимать его, проявлять спокойствие и управлять своими эмоциями, давать себе объективную самооценку, не усугублять конфликтные ситуации, избегать открытых столкновений, находить компромиссы и взаимопонимание. Идея ненасилия включает следующие этические моменты общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию; подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему мои поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; признавать ценности другого как свои; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым. Этика ненасилия немыслима без таких качеств, как терпимость, милосердие, уважение и в значительной степени альтруизм.
Психолого-педагогическая поддержкапредполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии личности. Одновременно она является реализацией гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие.
Принимать человека таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности.
Доверять человеку. Это связано с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия. Воспитатель выражает свои гуманистические отношения посредством веры в своих воспитанников, в их стремление к самосовершенствованию.
Признавать человека как соорганизатора воспитательного процесса. Строго соблюдать социальные и моральные права, быть снисходительным, учитывать возраст, жизненный опыт, половые различия, помогать избавиться воспитаннику от комплексов, вести себя естественно и непринужденно.
Поддержать в сложных жизненных ситуациях.
Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Это не значит, что следует полностью исключать наказания. Дело в другом: воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.
Обращение личности к самой себе.Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы он имел характер достижения человеком поставленных целей. Основой саморазвития являются жизненные потребности в освоении и выполнении социальных ролей, которые непосредственно вызывают саморазвитие личности – слияние и сопряжение личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности.
Свобода и творчество. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Следует расширять рамки индивидуальной свободы, правильного понимания коллективной свободы, соотношения свободных решений и действий коллектива, предоставлять воспитанникам самостоятельность и инициативу. Следует поддерживать любые инициативы, начиная от интересных предложений и кончая планированием воспитательной деятельности. При таких условиях каждый воспитанник будет осознавать себя в качестве свободного субъекта деятельности и общения.
Воспитывающие ситуации– один из эффективных методов воспитания без принуждения и насилия, который материализует творчество и свободу. Воспитывающие ситуации получили названия, отражающие их суть: авансирование доверия, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т. д. Технологичность их заключается в том, что они создаются воспитателем целенаправленно для коррекции поведения в коллективе.
Игра, игровая деятельность– важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. Игра выступает тренингом в формировании у воспитанников норм поведения, выполнения правил, условий, ограничений в действиях, их выбора и т.д. Основная функция игры состоит в том, что она дает стимул к новым формам желаний, т. е. соотносит желание с ролью. В игре возможны высшие достижения, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой[104].