Психодраматические методы (гипнодрама)

Метод является разновидностью групповой психотерапии, в котором сочетаются гипноз и психодрама. В отличие от классической психодрамы, ведущий игру психотерапевт (режиссер) предварительно гипнотизирует пациента (протагониста).

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892-1974).

Идея о психодраме как лечебном методе возникла у Морено после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы те-

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

атра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Таким образом, психодрама стала первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов, фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

Основные понятия

Ролевая игра. Заключается в исполнении какой-либо роли в любительском представлении и занимает центральное место в психодраме. Признавая естественную способность людей к игре, психодрама создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами.

Спонтанность. Понятие «спонтанность» и родственное ему понятие «творчество» составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на наблюдениях Морено за детьми, игравшими в венских парках. Он обнаружил, что дети не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий (пример: игра детей детского сада и повторение того же профессиональными спортсменами. Дети продолжали играть, спортсмены через 2 часа все «выдохлись»).

Спонтанность — это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Морено говорил, что «творчество — это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким катализатором творчества является спонтанность».

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее (это сближает психодраму с гештальт-терапией). При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу «здесь и теперь».

Теле. Морено разделяет с психоаналитиками веру в силу энергии переноса, однако он расценивает понятие «перенос» как явно недостаточное для обозначения тех сильных переживаний, которые возникают в терапевтических группах. В то время как понятие «перенос» обозначает односторонний процесс передачи эмоций от клиента психологу, а контрперенос — от психолога клиенту, — «теле» обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом.

Понятие «теле» включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии. Морено определил это понятие как «вчувствование людей друг в друга — цемент, который скрепляет всю группу».

Результатом использования понятия «теле» в изучении групп является признание того, что мы видим других людей не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама есть своего рода «полигон», который позволяет проанализировать наше восприятие других людей.

Катарсис. В психодраме понятие катарсиса используется в том же значении, которое определил для него Аристотель: эмоциональное потрясение и внутреннее очищение.

Если в психоанализе катарсис является вторичным по отношению к анализу, то в психодраме процессы катарсиса и интеграции более важны, чем сценарий или анализ переживаний и действий.

Инсайт. Результатом психодраматического процесса

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Иногда инсайт может возникнуть одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Роли в психодраме

Многие используемые в психодраме термины связаны с театром. Руководитель группы называется режиссером, который является одним из наиболее активных руководителей групп. Режиссер играет три роли: продюсера, терапевта и аналитика.

Будучи продюсером, он управляет групповым занятием и помогает членам группы перевести их мысли на язык драматического действия. Продюсер должен быть очень чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям, раскрывающим психическое состояние актеров и отражающим настроение аудитории, наблюдающей за занятием.

В роли терапевта режиссер психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные паттерны поведения. С одной стороны, он может не вмешиваться в групповой процесс, позволяя группе самой продолжать занятие, с другой — он может агрессивно, настойчиво и ласково требовать от участников работы в психодраматическом действии.

В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует реакции всех членов группы на какое-то действие.

Протагонист — тот член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия. Протагонист, изображая события из своей жиз-

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

ни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему.

Участник, задействованный в работе с протагонистом, исполняет роль «вспомогательного «Я», олицетворяет всех значимых других в жизни протагониста.

Аудитория. Состоит из членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии. В заключительной фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к происшедшему и раскрывают собственные проблемы и конфликты, аналогичные обсуждавшимся во время занятия.

Аудитория, эмоционально вовлекаясь в психодраму, может достичь состояния инсайта по отношению к собственным проблемам — подобно тому, как мы узнаем что-то о самих себе, когда смотрим пьесу.

Фазы развития психодрамы

Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий:

• постепенное раскрепощение двигательной активности участников;

• стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

• фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме.

Разминка особенно нужна в тех психодраматических группах, участники которой оказывают некоторое сопротивление исследованию определенной темы или стесняются стать первыми добровольными протагонистами.

Разминка может быть вербальной или невербальной, заимствованной из других групповых подходов или разработанной самим режиссером.

Одни виды разминки эффективны при невысоком Уровне тревожности и направлены на поощрение

Основы клинической гипнотерапии

спонтанности и создание групповой сплоченности, другие — требуют более высокого уровня самоконтроля и могут давать более эмоционально значимый материал

для обсуждения.

Вербальная разминка для медленно продвигающихся групп: «Подумайте о том, что бы вы хотели услышать (или не хотели бы услышать): от одного из людей в этой комнате; от своего друга; от члена своей семьи. Станьте этим человеком и выскажите это требование». Невербальная разминка помогает участникам косвенным образом преодолевать сопротивление открытому разговору о своих чувствах и проблемах. Функцией двигательных упражнений, таких как прогулка по комнате и разглядывание человека без произнесения слов, является генерирование энергии. Могут использоваться формы движений, применяемые в танцевальной терапии.

Вторая фаза — фаза психодраматического действия. В одних случаях режиссер сам выбирает протагониста, в других — доброволец-протагонист предлагает для действия свои личностные проблемы.

Протагонист импровизирует, пытается воссоздать прошлую ситуацию. Помещение, используемое для психодрамы, должно позволять легко маневрировать своим пространством. Классическое помещение для психодрамы имеет, как и в театре, зал для аудитории и многоуровневую круглую сцену, которая напоминает многоярусный свадебный пирог. На вершине сцены имеются частично отгороженное пространство и балкон.

Психодраматические представления отражают не только реальные события и ситуации, но и представления протагониста о будущем. Когда протагонисты рассказывают о своих скрытых мыслях и чувствах, они могут ощущать тревогу или сопротивление.

Здесь-то и нужно искусство режиссера, чтобы помочь протагонисту исследовать открывшиеся перспек-

Глава 4. Методы лечебного применения гипноза

тивы и достичь нового понимания себя без подавления актуально переживаемых чувств.

Во время этого процесса протагонист часто испытывает очень сильные эмоциональные переживания. Как только действие подходит к завершению и, возможно, достигаются катарсис и инсайт, представление заканчивается.

Последней фазой психодрамы является фаза последующего обсуждения и интеграции. Здесь само психодраматическое действие и возникшие в ходе его переживания обсуждаются как протагонистом, так и остальными членами группы.

После сообщения своих эмоциональных реакций члены группы высказывают протагонисту конкретные соображения и дают ему обратную связь.

В зависимости от целей группы во время обсуждения участники могут также давать теоретические интерпретации других возможных способов разрешения конфликта.

Наши рекомендации