Другой человек перекладывает на вас свои обязанности
Сьюзи — помощник администратора в небольшой компании, занимающейся организацией курсов повышения квалификации для работников фабрик и заводов. Она отвечает за комплектацию курсов и расписание занятий. Ее сотрудник, Джек, отвечает за учебные помещения и пособия. Он также устанавливает необходимое оборудование и заказывает еду. Совместными усилиями Сьюзи и Джека дела шли неплохо.
В течение нескольких месяцев Сьюзи с большим энтузиазмом отдавалась работе. Но вскоре начала терять энергию. В конце концов ее подруга и коллега, Линда, почувствовала неладное и попыталась выяснить, в чем дело. Сначала Сьюзи не могла указать на конкретную проблему. Затем поняла: проблема заключается в Джеке!
Джек без конца просил Сьюзи то «забрать это для меня, раз уж ты все равно едешь», то «завезти этот ящик с пособиями в мастерскую». Джек потихоньку перекладывал свои обязанности на Сьюзи.
— Тебе надо перестать делать за Джека его работу, — сказала Линда Сьюзи. — Просто делай свое дело и не беспокойся о Джеке.
— Но что если в результате все пойдет наперекосяк? — спросила Сьюзи.
Линда пожала плечами.
— Тогда винить будут Джека. Ты-то здесь при чем? Ты не должна выполнять его обязанности.
— Но Джек рассердится на меня, если я перестану ему помогать, — возразила Сьюзи.
— Ну и пускай сердится, — ответила Линда. — Гнев Джека не повредит тебе так, как может повредить его привычка перекладывать свои обязанности на других.
Сьюзи прислушалась к этому совету и начала ограничивать Джека в его просьбах. Она сказала ему: «На этой неделе у меня не будет времени, чтобы привозить твои
материалы». А когда Джек, делая все сам, перестал успевать, Сьюзи сказала: «Мне очень жаль, что ты не сделал эту работу раньше, и я понимаю, что у тебя сейчас трудное положение. Может быть, в следующий раз ты сумеешь лучше спланировать свое время. Но это твоя работа, а не моя».
Некоторые преподаватели сердились, что необходимое для их занятий оборудование не установлено. Клиенты сердились, что во время перерывов не было завтраков. Начальник выяснил, что виновен Джек, и потребовал, чтобы он исправил положение или искал себе другую работу. В итоге Сьюзи опять стала работать с удовольствием, а Джек начал относиться к своим обязанностям более ответственно. И все благодаря тому, что Сьюзи установила барьеры и неуклонно добивалась их соблюдения.
Если какой-то человек перекладывает на вас свои обязанности и это вызывает у вас гнев и беспокойство, то вам необходимо подумать о своих собственных чувствах. Поймите, в вашем недовольстве виноват не другой человек, а вы сами. В данном конфликте, как и в любом другом, связанном с барьерами, вам надо в первую очередь нести ответственность за самого себя.
Вы также должны действовать ответственно и по отношению к своему коллеге. Подойдите к нему и объясните ситуацию. Когда он обратится к вам с просьбой сделать что-то, что не входит в круг ваших обязанностей, скажите «нет». Если он и в дальнейшем будет подходить к вам с подобными просьбами, не идите у него на поводу. Если ваш отказ вызовет у него гнев, не отступайте, будьте тверды в отношении своих барьеров, но в то же время посочувствуйте ему в его гневе. Не начинайте сердиться в ответ. Отвечая гневом на гнев, вы уподобляетесь этому человеку, втягиваетесь в его игру. Соблюдая эмоциональную дистанцию, скажите: «Мне очень жаль, что это огорчает тебя, но я не обязан выполнять эту работу. Я надеюсь, ты справишься».
Если он будет продолжать настаивать и спорить, скажите ему, что больше не хотите обсуждать этот вопрос. А если он захочет поговорить с вами о чем-нибудь другом,
всегда с удовольствием побеседуйте с ним. Не попадайтесь в ловушку самооправданий, не начинайте приводить доводы в пользу того, почему вы не можете выполнять его работу. Начав оправдываться, вы легко сойдете на тропу его представлений, будто вы должны выполнять его работу, если в состоянии это сделать. А он уж приложит все усилия, чтобы убедить вас в этом. Вы никому не обязаны объяснять, почему не желаете делать чужую работу.
Часто бывает так, что слишком ответственные люди, работающие бок о бок с недостаточно ответственными, страдают от последствий безалаберности своих коллег. Без конца доделывая не выполненную ими работу или помогая выбраться из сложных ситуаций, такие «спасатели» уже не получают удовольствия ни от своей собственной работы, ни от взаимоотношений с людьми, помощь которым отнимает у них столько сил. Этим они не только вредят самим себе, но и препятствуют духовному развитию другого человека. Если вы относитесь к такому разряду людей, то вам просто необходимо учиться устанавливать барьеры.
Однако иногда может сложиться ситуация, при которой ваш коллега действительно нуждается в "помощи. Нет ничего плохого или несправедливого в том, чтобы помочь в трудную минуту ответственному человеку, или в особых случаях пойти на уступки человеку, который мудро использует предоставленные ему преимущества и исправит сложную ситуацию. В данном случае помощь и уступки — проявление любви, а в хороших коллективах и компаниях любовь играет решающую роль.
В нашей больнице имеется целый штат психологов. В процессе работы мы часто заменяем друг друга на дежурствах. Но если один из нас начнет вдруг пользоваться этой ситуацией, то остальным придется пресечь его. Выполняя за него работу, мы бы не помогали ему, а, напротив, способствовали бы укоренению в нем неправильных установок.
Услуги и жертвы — это часть христианской жизни, а укоренение неправильных установок не имеет никакого отношения к этому. Выявить грань между первым и вторым не так уж сложно. Если в результате вашей помощи человек становится лучше — значит это любовь. Если хуже — это нечто другое. Библия требует ответственных поступков со стороны того человека, которому оказывают помощь. Если ответственных поступков не наблюдается даже спустя какое-то время, установите ограничения (Лк. 13:9).