Основные подходы к рассмотрению мотивов

Модели мотивации можно классифи-ть на 2 вида: содержат-ые теории мотивации основаны на идентификации внутр. побуждений (потреб-ей), заставляющих людей действовать опред.образом( модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена). Процессуальные, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний( модель ожидания и модель справедливости). Одной из наиболее разносторонних явл. классиф-ия потреб-ей, предложен. А. Маслоу. Согласно его классиф-ии, выделяют след. виды потреб-ей. 1)Потреб-ти физиолог-ие (органические), обеспечивающие выживание чел-ка(потреб-ти в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и секс.потребности) 2)Потреб-ть в безопасности (и уверенности в будущем) - стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач; 3)Соц-ые потреб-ти (потреб-ти в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, соц-го взаимод-ия, привязанности и поддержки;4)Потреб-ти в уважении включают потреб-ть в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окруж., одобрения, авторитета,признания. 5)Потребности в самоактуализации (в самовыражении) - стремление реализовать способ-ти к развитию собств. личности, реализовать свои жизненные цели. Данные потребности присущи всем людям. Индивид-ое развитие чел-ка предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиолог. потреб-ти) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерарх-ой системы мотивов сущ. правило: «Следующая ступень мотивац.стр-ры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивац. сферу чел-ка Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потреб-ти, связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутр ресурсов для существования; б) вторичные потреб-ти, связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способ-ей чел-ка. Вторая подсистема потреб-ей рассм-ся в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность челов-ого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализир-ся личностям, кот. стремятся к всесторонней самореализации. Во второй пол. ХХ в. создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деят-ти, кот. существенно дополнила теорию потребностей чел-ка. Основатели -Д. Макклелланд, Д. Аткинсон ,Х. Хекхаузен. Согласно их теории, у чел-ка есть 2 разных мотива, функционально связанных с деят-тью, направ-ой на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деят-ти некот.полож. цель, достижение кот. может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деят-ти, выбирают сред-ва и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деят-ти заключается в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Наряду с мотивом достижения Макклелландом выделялись и измерялись др. мотивы - такие, как «соц-ое присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлет-ся только в общении людей.Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление чел-ка наладить добрые, эмоц-но полож. взаимоотнош-ия с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне - в общител-ти, стремлении сотрудничать с др. людьми.Мотив власти- устойчивое и отчетливо выраженное стремление чел-ка иметь власть над др. людьми. Мотив власти (по Г. Маррей) - склонность управлять соц. окружением, воздействовать на повед. др. людей разнооб-ми способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение .По Д. Верофф -под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над др. людьми. Согласно концепции А. Леонтьева, МСЧ,как и др.его психолог.особ-ти, имеет свой источник в практической деят-ти. В самой деят-ти можно обнаружить те составляющие, кот. соответствуют элементам мотивац. сферы и связаны с ними. Поведению в целом, напр, соответствуют потреб-ти чел-ка; системе деят-ей, из кот. оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деят-ть, - упорядоченный набор целей. Т.о, между стр-рой деят-ти и строением МСЧ сущ.отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деят-тей можно вывести законы, описывающие изменения в МСЧ приобретение им новых потребностей, мотивов и целей. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, кот.получил назв. механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деят-ти цель, к кот., в силу опред. причин, стремился чел-к, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Напр, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес реб-ка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однак, в процессе чтения у реб-ка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потреб-ей. Этот пример поясняет механизм развития МСЧ за счет расширения количества потреб-ей, т.е. перечня того, в чем нуждается чел-к. Причем, происходит это в процессе его деят-ти и контакта с окруж. средой. Помимо содержа-ых моделей мотивации выделяют и процессуальные( теория ожиданий.) Согласно этой теории ожидание следует рассм.как оценку данной личностью вероятности опред. события. Напр, сделав хорошую работу, чел-к ожидает получить более солидное вознаграждение. Другой процессуальный подход в описании мотивации предлагает теория справедливости.Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют др. люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. чел-к считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психич. напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необх. восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный хар-р.


Наши рекомендации