Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента

Мотивационно-целевой компонент (побуждение к действию)представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникационный компонент (сообщение, общение) общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

• в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

• в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

• характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

• коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент) (reception), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденной речи это значит, что люди «говорят на одном языке».

Интерактивный компонент (взаимодействие, взаимоактивность) общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент (perception восприятие, осознание) общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

"Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми." Теодор Рузвельт

Функции общения.Их шесть:

1) прагматическая (имеющий практическое применение) функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая, совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функцияподтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединениялюдей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышлениячеловека.

Средства общения.Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные, когда применяются неречевые средства общения (схема 3).

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно точно передавать значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами.

Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

1. Визуальные средства общения:

кинесика — движение рук, ног, головы, туловища; . направление взгляда и визуальный контакт;

• выражение глаз; • выражение лица; • поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, появление пота); • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения:

• паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические средства общения: (описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела) • физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные (лат.olfactorius-обонятельный) средства общения:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды; • естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Наши рекомендации