Факторы, движущие силы психического развития
Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов психического развития. Фактор (от лат. factor — «делающий», «производящий») определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Основываясь на таком понимании, определим понятие «факторы психического развития».
Факторы психического развития — основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности.
Когда анализируют причины психического развития, используют не только понятие «факторы», но и понятие «движущие силы развития». Иногда они рассматриваются как синонимы, иногда — как разные понятия. Например, в философском словаре движущие силы развития определяются как «существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс». То есть в данном случае под движущими силами развития принимаются не все причины, а только наиболее существенные и длительно действующие.
Каковы же основные взгляды на факторы психического развития человека? У нас нет возможности анализировать все подходы, сложившиеся в рамках психологии. Мы лишь заметим, что крайние полюса образуют, с одной стороны, теории, которые в большей степени отстаивают генетическую обусловленность психического развития человека (так называемый «биологизаторский подход»), а с другой — теории, в которых доказывается определяющая роль среды («социологизаторский подход»). Но большинство теоретических построений все же исходит из того, что человек — существо биосоциальное (или является «общественным животным», как заметил в свое время Сенека).
Таким образом, можно выделить две группы факторов психического развития: биологические и социальные.
Биологические факторы делятся на две группы: наследственные и врожденные. Наследственные факторы включают те особенности, которые передаются по наследству: особенности строения нервной системы, органов чувств, физические признаки, характерные для всех людей. Носителями наследственной информации являются гены. Врожденные особенности могут формироваться в процессе внутриутробного развития и проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием травм, болезней, экологической ситуации, других условий.
Под социальными факторами принято понимать влияние микро— и макросреды. Микросреду образует ближайшее окружение, или, другими словами, различные контактные группы (семья, друзья, родственники, учащиеся в классе и т. д.). Макросреда определяется теми политическими, экономическими, культурными, национальными и другими процессами, которые характерны для данного общества.
Необходимым условием психического развития выступает собственная активность личности. Человек как существо, наделенное самосознанием, способен выступать не пассивным объектом, воспринимающим воздействие биологических и социальных факторов, а активным субъектом. В практическом плане это выражается в том, что человек, осознав особенности своего генотипа и окружения, в значительной мере может влиять на свое развитие. Способы такого влияния могут быть различными (осознанный выбор сферы деятельности; формирования своего круга общения; получение нового жизненного опыта и т. д.). При этом, безусловно, нет смысла отрицать имеющиеся природные задатки и «разрывать» отношения со своим социальным кругом, а наоборот, используя весь имеющийся «позитив», преодолевать свои личностные ограничения и психологические защиты.
Чаще всего в отечественной психологии признается, что биологические особенности человека составляют его природную основу, но ведущими в развитии являются социальные факторы. При этом особый акцент при изучении делается на анализе основных противоречий возраста. Например, в возрасте одного года ребенок начинает ходить, он активно знакомится с окружающим миром, стремится к общению со взрослыми, но ему не хватает знаков для полноценного общения и удовлетворения растущих познавательно-исследовательских потребностей, поэтому ребенок начинает активно овладевать речью. В ситуации, когда автономную речь ребенка прекрасно понимают близкие родственники, когда она не является препятствием для удовлетворения потребностей, полноценная речь у ребенка не появляется — в этом просто нет никакой необходимости, у ребенка не возникает объективного противоречия.
В ходе жизни человека могут возникнуть различные противоречия:
** между потребностями и внешними обстоятельствами;
** между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
** между возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности;
** новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками (приводится по: Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. С. 50).
Именно основные противоречия возраста часто рассматриваются как движущие силы психического развития ребенка. Они же во многом определяют и особенности социальной ситуации развития возраста.
Важнейшей движущей силой развития ребенка выступает противоречие между его актуальным и потенциальным уровнем развития. В основе разрешения этого противоречия лежит сотрудничество ребенка с взрослым, определяющее зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития — реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при содействии со стороны окружающих людей.
Благодаря взаимодействию с взрослыми дети быстрее и глубже осваивают новую деятельность, у них развиваются различные способности, формируются умения и навыки. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским и непосредственно связано с взглядами ученого на проблему соотношения обучения и развития. По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т. е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.