Сенсорно - воспринимающий тип
Речь, идет здесь конечно не о неспособности каждого из людей пользоваться многообразием психических способностей, а о предпочтениях склонностях в большей мере опираться на ту или иную способность (подобно тому, как правши или левши предпочитают пользоваться левой или правой рукой).Тем не менее люди разных типов нередко с трудом понимают способ мышления и поведения друг-друга, что порождает напряжение и конфликты между ними.
Например, у представителя интуитивно - мыслительный типа вызывают раздражение люди, которым нужно повторять сказанное. Он не потерпит недоверии я к его идеям, противодействия прогрессивным, по его мнению, изменениям. Ему не нравится рутинная работа. В свою очередь представители этого типа могут расстраивать других тем, что не просят помощи, не благодарят других за работу, выполнение которой считают обязанностью; не дают детальных инструкций, так как считают, что достаточно дать общие указания, а до остального другие должны додуматься сами. Многих раздражает склонность людей этого типа все усложнять; их любовь к теоретизированию; игнорирование ими значимости межличностных отношений на работе; не учитывание того, что другие считают важным.
Личности интуитивно - эмоционального типа с преобладанием интуиции и логики не выносят, когда их не замечают, забывают про них; если на работе их лишают возможности общаться с другими или недооценивают важность взаимоотношений между людьми; их раздражает нечувствительность других; нейтральность в конфликте. Они сами могут раздражать и вызывать на конфликт других своей повышенной потребностью в похвале и признательности обидчивостью; тем, что не дают негативной обратной связи, что лишает людей возможности иметь объективную информацию; приторностью, склонностью перехваливать других; частым использованием метафор.
Люди сенсорно - рассудочный типа не любят быстрых перемен, особенно в том, о чем уже договорились «до этого»; не выносят когда их прерывают; не любят слишком эмоциональных людей и ситуации; болезненно воспринимают принижение своего веса, значимости; их раздражают просьбы сделать что-то в последнюю минуту, опоздания, необязательность; подталкивание их к риску и так далее.
Людей сенсорно - воспринимающего типа выводит из себя тщательное предварительное планирование и приготовления; изучение инструкции до начала действий; просьбы быть точными; недоверие к их способности решить проблему по-своему; административные собрания; правила и ограничения во времени.
Другие с трудом выносят то, что у таких людей постоянно меняются планы, что они склонны действовать без достаточного обдумывания альтернатив и последствий; что они дают указания в последний момент, не обращают внимание на время; что они берутся выполнять в краткий срок слишком большой объем работы, тем более что это же ожидается ими от других.
Типологические профили помогают не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться с теми, кто постоянно создает нам дополнительные трудности. Изучение типологического портрета поможет проникнуть в суть проблемы и найти путь к мирному обсуждению и благоприятному разрешению конфликта.
Пограничное расстройство личности - это самостоятельное психическое нарушение, которое существенно отличается от других личностных расстройств. Главной особенностью пограничного расстройства личности является интенсивность, масштабность эмоционального реагирования, зачастую не соответствующая поводу. Вторым отличительным признаком является непостоянство настроения: среди полного здоровья и благополучия человек впасть в тоску и уныние или разозлится.
Каковы наиболее вероятные причины этого нарушения? Большинство психотерапевтов отмечают, что у пограничных личностей имеются большие проблемы с чувством собственной идентичности в том смысле, что у человека нет четкого и ясного представление о том «Что я такое». Другими часто встречающимися убеждениями, определяющими всю жизнь, являются:
1) Вера в тотальную опасность и враждебность окружающего мира, причем это убеждение тяготеет больше к представлению об активной враждебности в собственный адрес («Весь мир против меня»), в противоположность здоровому пониманию того, что «жизнь - это довольно опасное, но весьма интересное приключение».
2) Вера в свое бессилие и уязвимость. «Все, что бы я ни делал - бесполезно и бессмысленно».
3) Убеждение в своей никчемности, ненужности. Следствием (и спасением от такого убеждения) является вера в то, что можно стать полезным и нужным функционально - то есть за что-то.
Все это является и необходимой, и достаточной почвой для развития тревоги. Поведение «пограничного» человека можно назвать «тихой паникой». Только во время паники люди мечутся в пространстве, а здесь происходят метания душевные - из одного переживания в другое. Благодатной почвой для развития пограничной личностной структуры является обесценивание и пренебрежение со стороны близких в детстве.
Диагностика пограничного расстройства личности производится по следующим признакам:
-характерны непостоянные и интенсивные межличностные отношения с чередованием крайних форм чрезмерной идеализации и девальвации;
-крайняя эмоциональная неустойчивость, которая выражается сменой настроения от обычного до депрессии, раздражительности или тревоги, обычно длящиеся несколько часов и лишь изредка более нескольких дней;
- неадекватный, сильный гнев или недостаток контроля над гневом, например частые проявления вспыльчивости, постоянная гневливость, повторяющиеся драки;
- повторяющиеся угрозы самоубийства, суицидные попытки или суицидное поведение либо членовредительство;
- хронические чувства пустоты или скуки;
- связь психических расстройств с нарушениями ночного сна, вегетативными расстройствами (тошнота, потливость, головокружения и т.п.) и заболеваниями внутренних органов;
- Больной всегда сохраняет критическое отношение к своей болезни (понимает, что болен).
Среди пограничных расстройств выделяют несколько основных типов: истерия, неврастения, ипохондрия, психастения и невроз навязчивых состояний.
Общим для всех типов расстройств являются нарушения сна (сонливость днем и бессонница ночью), снижение работоспособности, изменение памяти, изменение потоотделения (как правило, повышение потливости и изменение запаха пота), нарушения саливации (либо чрезмерное отделение слюны, либо сухость во рту), колебания артериального давления и частоты пульса, различного рода дискомфортные ощущения со стороны внутренних органов и так далее.
Истерия отличается чрезмерной, явно неадекватной реакцией на психические раздражители. Такие люди разыгрывают театральное представление в жизни, изображая суперпечаль, супергнев, суперрадость и так далее. Характерно, что если нет зрителя, то не будет и спектакля. К истерии склонны люди художественного, артистического склада.
Люди, страдающие истерией, с целью привлечения к себе внимания могут симулировать серьезное заболевание. При этом очень точно повторяются симптомы этого заболевания, что нередко затрудняет правильную диагностику.
Неврастения, которую врачи прошлого называли «раздражительной слабостью», характеризуется быстрой возбудимостью и такой же быстрой истощаемостью. Для людей, страдающих неврастенией, характерны гневные вспышки, после которых больные сожалеют о случившемся. Характерно быстрое и активное начало работы и такое же быстрое угасание продуктивности труда. Сон больного расстроен. Пробуждение утром затрудненно, сонливость весь день. И только к вечеру отмечается подъем активности, после чего человек может до полуночи плодотворно трудиться. Отмечается высокая потребности в стимуляторах: алкоголь, кофе, сигареты и даже наркотики.
Психастения – это тоже слабость. Но в этом случае речь идет о душевной слабости. Человеку кажется, что он живет, как во сне, поступки и решения выглядят нереальными, неточными. Отсюда возникает нерешительность в поступках, постоянные сомнения, двойственность взглядов. Психастения – удел лиц мыслительного типа, и чаще всего развивается вследствие чрезмерной интенсивной интеллектуальной нагрузки.
Ипохондрия отличается тем, что больные таким неврозом твердо убеждены в наличии у них тяжелого опасного заболевания (рак, СПИД и т.п.), хотя такового нет и в помине. В отличие от прочих пограничных расстройств, ипохондрия имеет в качестве ведущего симптома всевозможные дискомфортные и болевые ощущения со стороны внутренних органов. Все ощущения носят сугубо функциональный характер, то есть не связаны с серьезным поражением и разрушением органа. В отличие от истерика ипохондрик «болеет» в том числе и в одиночку, тогда как истерик всегда нуждается в публике.
Невроз навязчивых состояний характеризуется наличием у больного всяких «прилипчивых» идей: неотвязных мотивчиков, перешагивания через трещины на асфальте, навязчивого счета всего подряд и так далее. Это также могут быть всевозможные страхи (открытого (закрытого) пространства, автомобилей, высоты и прочее), навязчивые мысли, одолевающие против воли, воспоминания, сомнения. Могут быть навязчивые движения (почесывания, сплевывание, посвистывание и т.д.).
Пограничные расстройства психики требуют дифференциации от других, непатологических, так называемых акцентуированных характеров.
Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности). Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард. Он выделял основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:
Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.
Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.
Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.
Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.
Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.
Пониженное настроение — одно из самых неприятных эмоциональных состояний личности, часто возникающих в различных жизненных ситуациях, и один из важнейших симптомов большинства нарушений психики, а иногда доминирующий симптом (депрессивный невроз, психозы).
Депрессия прежде всего проявляется в изменении настроения. Человек становится грустным и угрюмым, его одолевают мысли о своей неудавшейся жизни, жжет острое чувство вины. Он теряет вкус к жизни и способность сопротивляться трудностям, утрачивает интерес к вещам, которые раньше привлекали. Замедляется как двигательная активность, так и течение процессов мышления. Если депрессия незначительна, индивид еще может продолжать работать, выполнять повседневные задания, однако все это перестает доставлять ему удовольствие. При обострении депрессии утрачивается всякая активность. Человек становится безразличным ко всему, например, может часами сидеть у телевизора и смотреть неважно что или просто лежать. Все вокруг он видит в «темном свете». Ярчайшая черта депрессивной личности — самоуничижение. При депрессии человек чувствует себя ничего не стоящим, неудачником и т.п. Он становится слишком чувствительным ко всему, и это тоже уменьшает самооценку. Например, ссора со значимым человеком, которая не более чем эпизод жизни, кажется концом света; неудача на экзамене воспринимается как доказательство абсолютной бездарности. Следует подчеркнуть, что в состоянии депрессии индивид считает свое восприятие мира единственно правильным, а периоды жизни без депрессии представляются ему иллюзией.
Человек в состоянии депрессии занят только собой, своими проблемами, своим здоровьем. Он часто склонен говорить о симптомах, связанных с депрессией, но не о самой депрессии. Поэтому выражается озабоченность физическим здоровьем, подчеркиваются жалобы на бессонницу, раннее пробуждение, потерю аппетита, общую усталость. Иногда жалобы на нарушение различных систем организма «маскируют» депрессию (случаи так называемой «маскированной депрессии»).
Человеку кажется, что в его прошлом не было ничего хорошего, никаких просветов. Он не помнит мгновений счастья, как здоровый человек — моментов боли. Такой взгляд на прошлое влияет и на нынешнюю самооценку. При возникновении депрессии индивид обычно ищет контакты с другими людьми, сильно желая их помощи. Однако нередко его подавленное настроение обусловливает неудачи в межличностных отношениях. В результате депрессия усиливается, так как индивиду начинает казаться, что окружающие стараются его оттолкнуть. В этом он находит подтверждение нелюбви к себе. Так постепенно прекращается поиск связей с другими людьми, происходит удаление от них и смирение. Охваченный депрессией индивид испытывает бессилие и безнадежность, страдает молча, часто злясь на других и на себя.
Одно из последствий депрессивного состояния — зависимость от мнения других людей, особенно близких. Человек перестает быть равнодушным к тому, что думают о нем другие. Зависимость и чувствительность к критике порождают неуверенность, а она в свою очередь еще больше увеличивает зависимость. Когда депрессивный клиент обращается за помощью, все его поведение проигрывается в ситуации консультирования. Клиент добивается, чтобы консультант взял на себя ответственность за его жизнь. Тем не менее, признавая правило, что в начальной стадии работы с депрессивными клиентами консультант должен быть активнее (об этом еще пойдет речь), вовсе не обязательно принимать на себя всю ответственность за консультативный процесс. Консультант действительно не отвечает ни за решение проблем депрессивного клиента, ни за перемены в его жизни, ни за принимаемые им решения. У клиента, который наконец поймет, что консультант не может и не собирается все делать за него наподобие мага или заботливых родителей, возникает фрустрация, поскольку на самом деле он хочет большего, чем помощи.
Вообще человек в состоянии депрессии почти всегда испытывает определенную озлобленность, каким бы подавленным и несчастным он ни был. Например, он сердится на умершего супруга за то, что тот оставил его, постоянно жалуется на плохое обращение друзей и близких, возмущается окружающими, довольными жизнью. Здесь возникает и определенное противоречие — появление враждебности усиливает дискомфорт, потому что повышена потребность в людях. Когда человек не осмеливается открыто выразить озлобленность, она возрастает и принимает форму самообвинения. Так получается заколдованный круг, где переплетаются между собой депрессия и зависимость, самоуничижение и озлобленность. Человек в состоянии депрессии часто представляет опасность для самого себя, потому что склонен к саморазрушению в явной и скрытой формах. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, нельзя забывать, что слабовыраженная депрессия может перерасти в острую с суицидными намерениями.
Самоубийство считается ужасным, постыдным делом, и некоторые психологи, работая с депрессивными пациентами, невольно пренебрегают такой возможностью и полагают, что их пациенты не могут даже подумать об этом. Проблема состоит, как правило, не в сокрытии самоубийцей своих намерений, а в том, что он не будет услышан, когда говорит о них.
Обычно различают попытку самоубийства (парасуицид) и реализованное самоубийство. По данным психологов, женщины в четыре раза чаще, чем мужчины, пытаются покончить жизнь самоубийством, а мужчины в четыре раза чаще кончают жизнь самоубийством. Иногда утверждается, что неудавшаяся попытка самоубийства означает, что намерение было несерьезным. Это довольно опасное заблуждение, ибо немало людей, пытавшихся совершить самоубийство, повторяют попытку. По некоторым данным в 12% случаях повторная попытка предпринимается в течение трех лет.
Важен вопрос, кто именно и в каких ситуациях чаще совершает самоубийство. Уже упоминалось, что не все люди в состоянии депрессии намереваются совершить самоубийство, но вне депрессии самоубийство совершается очень редко. Предпринимаются попытки дать более полную характеристику группе потенциальных самоубийц. Выделяют несколько критериев риска:
1.Одинокие мужчины (разведенные и не имеющие близких друзей) старше 40 лет.
2.Лица, живущие одни.
3.Алкоголики.
4.Люди, перенесшие большую утрату.
5.Люди преклонного возраста, имеющие соматические заболевания.
В общем, отмечают два условия, способствующие попыткам самоубийства: увеличение стресса до трудно переносимого индивидом уровня и неспособность преодолеть стресс ни в одиночку, ни с помощью других. Обычно решение о самоубийстве не возникает внезапно. Часто ему предшествует серия попыток поделиться своими намерениями с другими людьми.
Очень важная черта потенциального самоубийцы - амбивалентность. Она затрудняет распознание действительных намерений. Поэтому о пытавшихся совершить самоубийство иногда можно услышать: «Не похоже на депрессию. Вчера вечером у него было хорошее настроение».
Эффективная профилактика пограничных расстройств, депрессий и суицидов предполагает знание истоков и природы заболеваний, а также их квалифицированную диагностику, необходимую для принятия адекватных лечебно – профилактических мер. Следует заметить, что медицинские меры воздействия нередко подменяются неадекватными психологическими мерами.
Потеря людьми духовно – нравственных ориентиров, способности разграничения добра и зла, красоты и уродства, а также массовое социально – экономическое неблагополучие порождают актуальные психотравмирующие переживания и приводят к значительному росту пограничных нервно – психических расстройств, в происхождении которых определяющая роль, как известно, принадлежит неблагоприятным средовым (макро- и микросоциальным) факторам, особенно – в форме длительно существующих нарушенных взаимоотношений индивида с коллективом.
Крупный психиатр О.В. Кербиковпишет: «Нет сомнения в том, что генез психических болезней – во многом социальный; социальный генез неврозов не вызывает сомнений». Социальная среда, согласно его взглядам, имеет решающее значение и для профилактики патологических развитий личности. В связи с этим, он говорил о «депсихопатизации» под влиянием «здорового» коллектива и призывал комплексно изучать малые группы в социально-психиатрическом аспекте с выходом в психогигиеническую практику: «…основная задача, разрешению которой подчинено исследование малых коллективов – задача воспитательная, задача перестройки психологии людей».
В связи с тем, что развитие и становление личности человека (нормальное или нарушенное) происходит в детском и подростковом возрасте, О.В. Кербиков подчёркивал важность организации психиатрической помощи детям для решения профилактических задач общей психиатрии, ссылаясь, при этом, на глубокое высказывание швейцарского психиатра А. Репонда: «Проблема нарушений, называемых психопатическими, есть прежде всего проблема психической гигиены и детской психиатрии».
Прежде всего, необходим тщательный учет факторов, порождающих состояния психической дезадаптации у каждого отдельного пациента, в группе больных, в регионе, в стране в целом. Обобщенный анализ этих наблюдений, получение «динамического среза» уровня психического здоровья могут показать наиболее острые общие или достаточно частные (местные) вопросы, требующие своего первостепенного разрешения. В этом в конечном итоге может обозначиться определенное направление профилактического действия. На уровне страны, находящейся в кризисном периоде развития, «психиатрическое подталкивание» решения глобальных вопросов маловероятно, на уровне того или иного региона — трудно, но возможно, а вот при решении конкретных проблем отдельного больного — во многих случаях вполне реально.
Специалистами ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, как уже отмечалось, проанализированы факторы развития пограничных психических расстройств в различных группах жителей регионов, пострадавших во время аварии на Чернобыльской АЭС. Исследование проводилось (и проводится) начиная с первых дней аварии до настоящего времени. При этом доказано, что к числу общих причин возникновения пограничных состояний, непосредственно не связанных с лучевым воздействием, на разных этапах развития ситуации могут быть отнесены прогнозируемые и вполне разрешимые ситуации. Например, одной из основных и длительно действующих причин развития «радиационного стресса» оказалось отсутствие необходимой информации. Квалифицированный, доступный, убедительный и достоверный рассказ о радиационной и общеорганизационной ситуации снимал многие, даже трудные конкретные вопросы, способствовал уменьшению когнитивного диссонанса, «пассивного дистресса», что приводило к снижению уровня тревоги и психической дезадаптированности. Установлено также, что привлечение многих людей к активному обсуждению сложных вопросов их жизнедеятельности в экстремальных условиях и принятие согласованных, а не «секретных», кулуарно рассмотренных решений, являются важной исходной базой, во-первых, для того, чтобы они выполнялись и, во-вторых, для того, чтобы в больших группах населения не возникало к ним негативного отношения, сопровождающегося психоэмоциональным перенапряжением.
При исследовании лиц, находящихся непосредственно в очагах крупных землетрясений, других стихийных бедствий и катастроф, установлено, что даже при отсутствии физических повреждений непосредственно после жизнеопасного события у подавляющего большинства людей наблюдаются различные по продолжительности и клинической картине субшоковые реакции. Это делает пострадавших нетрудоспособными, нуждающимися в эвакуации из района бедствия. По рекомендациям психиатров и психологов соответствующие организационные решения принимались во время спитакского землетрясения в Армении (1988), землетрясения на Сахалине (1995) и при других крупномасштабных катастрофах. Это способствовало достаточно быстрому выведению пострадавших из «субшоковых» состояний, особенно при оказании им медико-психологической поддержки в местах переселения.
В организационном плане для профилактики и лечения больных с пограничными состояниями заслуживает внимания создание кабинетов психоэмоциональной разгрузки на промышленных предприятиях, центров медико-психологической помощи, развертываемых в первую очередь в местах проживания большого числа беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших во время стихийных бедствий, реабилитационных центров для военнослужащих, принимавших участие в локальных войнах. Новые организационные формы оказания помощи больным с пограничными состояниями только начинают внедряться в некоторых регионах страны. Однако и разветвленная сеть психоневрологических диспансеров, психотерапевтических кабинетов, отделений для больных с пограничными состояниями, специализированных психиатрических и многопрофильных больниц, кризисных центров, телефонов доверия может оказывать вполне конкретную и ощутимую профилактическую и лечебную помощь большому числу больных с невротическими, соматоформными и другими пограничными психическими расстройствами. Все это свидетельствует о возможности психиатрии и медицинской психологии, не выходя за пределы компетенции своей специальности, вносить свой вклад в снижение числа больных с пограничными психическими расстройствами.
Современные исследования в области пограничной психиатрии, как уже многократно отмечалось, подтверждают зависимость психогенных и соматоформных расстройств от социальных условий жизни общества. Увеличение частоты возникновения состояний психической дезадаптации, сопровождаемых психическими нарушениями, идет главным образом за счет роста невротических предболезненных проявлений, а не классических клинически очерченных форм пограничных состояний. Это требует особого внимания к начальным и стертым формам пограничных состояний. В настоящее время имеются объективные предпосылки для развития пограничной психиатрии. Новые клинические трактовки, терапевтические и организационные возможности способствуют укреплению ее авторитета и сближению с общей медициной. Вместе с тем имеется и определенная тяга специалистов в области пограничной психиатрии, особенно медицинских психологов и психотерапевтов, к известной автономии. Вследствие этого возникают как бы параллельные службы психиатрической, психотерапевтической и реабилитационной помощи, «перетягивающие» к себе психически «дезадаптированных» людей и больных с невротическими и соматоформными расстройствами. Такая ситуация может оказаться губительной для наметившегося прогресса пограничной психиатрии и может привести к потере завоеванных позиций.
Контрольные вопросы.
1. Дать определение «психического здоровья» и факторов, его образующих.
2. Как формируется психотип личности? Какие принципы положены положены в основу классификации типов личности?
3. Назовите основные положения типологии Бриггс-Майерс. К какому типу личности Вы можете отнести себя?
4. Какие виды психических нарушений вы знаете?
5. В чем отличие пограничного расстройства личности от других личностных расстройств?
6. Что такое «субшоковые реакции»? Приведите примеры таких реакций из личной жизни.
7. Дайте определение термину «акцентуированный характер» и его подтипам.
8. Как характеризуется человек в состоянии депрессии?
9. Дайте определение термину «суицид». В чем заключается амбивалентность потенциального самоубийцы?
10. В чем заключается эффективность профилактики пограничных расстройств, депрессий и суицидов?
Тесты:
1. Что является функциональным показателем состояния психики:
- восприятие,
- внимание,
- память
- артериальное давление.
2. Для психически здорового человека нормальным является эмоциональное состояние….
- нейтральное;
- положительное;
- отрицательное.
3. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является …
-.. .наличие положительных эмоций;
-… умственная работоспособность;
- …отсутствие травм и перенапряжений.
4. Укажите, какое из нижеприведенных определений невроза, на ваш взгляд, является наиболее полным:
- срывы высшей нервной деятельности;
- нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием длительных психических переживаний, недостаточного сна и отдыха, длительной внутренней борьбы и т.д.;
- «…результат противоречий между инстинктивными влечениями и запрещающим Сверх-Я, представляющим собой мораль и законы нравственности, заложенные в человека с детства». (З. Фрейд)
5. Укажите, какая форма невроза (истерия, психастения, неврастения) соответствует приведенным ниже определениям:
- проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах;
- проявляется в навязчивых идеях или страхах;
- проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.