Этапы творческого пути А.Н.Островского. Анализ двух-трех пьес.
Этапы творческого пути
Более чем сорокалетний путь Островского-художника принято делить на несколько периодов - в зависимости от того, какие социальные творческие устремления выступали на первый план, определяли проблематику и стиль сценического искусства.
1847—1851. Ранний период. Годы, когда формировался «почерк» Островского-драматурга, когда его приверженность идеям и поэтике «натуральной школы» выразилась наиболее полно. В это время создаются повествовательно-прозаические произведения и первые опыты в области драматургии. Лучшая пьеса — «Банкрот», впоследствии переименованная в «Свои люди — сочтемся».Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант». Формирование литературных и эстетических взглядов Островского в этот период происходит под влиянием чтения статей Белинского и Герцена.
1852-1854. Так называемый москвитянинский период, время активного участия Островского в кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом новой разновидности славянофильства. В это время создаются всего лишь три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и народная драма (жанровое определение автора) «Не так живи, как хочется». Мир драматургии Островского этого периода – мир доличностного сознания, когда человеку и не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он ещё не отделяет себя от этой общности. Островский и в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. 1855—1860годы – предреформенный период, когда окончательно определяется мировоззрение Островского и происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем. Период наибольшего сближения с «Современником». В этот период созданы пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница». В 1859 год создается драма «Гроза»- высшее художественное достижение Островского этого периода.
Обострение социальных противоречий русской жизни, поражение николаевской России в Крымской войне и подъем антикрепостнического движения, изменение всей атмосферы русской общественной жизни в преддверии крушения крепостного права приводят великого реалиста к пониманию, что ранее созданное представление о мире, опирающемся на народные представления о нравственности, с помощью которой можно преодолеть рознь и ожесточенный индивидуализм, достигнуть утраченное, разрушенное историей единение людей, является утопичным.
Островский не принял мысли о необходимости революционной борьбы, революционного переустройства жизни. Идейным основанием его союза с революционно-демократическими кругами следует считать то, что начиная с 1855г. в центре своего творчества Островский ставит последовательную критику современных общественных отношений, причем не только пережитков феодально-крепостнического уклада, но и темных сторон нового буржуазного общества.
1861—1886.- пореформенный период. Годы, когда накопленный драматургом опыт получает зрелое претворение, выражаясь в расширении жанрового диапазона, усилении социальной сатиры, развитии «психологического» театра (сатирическая комедия «На всякого мудреца довольно простоты», «Весенняя сказка» «Снегурочка», исторические хроники «Кузьма Захарыч Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьевна» и др., психологические драмы «Бесприданница», «Без вины виноватые»).Его идейные позиции на протяжении всего этого периода не претерпевают существенных изменений. Стабильность идейного мира Островского привела к широко распространенному мнению о «статичности» его творчества, даже к утверждению о том, что драматург «повторяется». Однако о том, насколько оно было необоснованным, свидетельствует факт появления группы исторических пьес и сатирических комедий, совершенно уникальная «Снегурочка» и разрабатываемая в 70-80-е годы психологическая драма – все это новые направления драматургии Островского, сложившиеся в пореформенный период.