Тема 1.2. Направленность личности
Направленность личности – это цели, задачи и побуждения, которыми человек руководствуется в своей деятельности, жизни, в своем отношении к окружающему миру. Выделяют три типа направленности: на себя (личностная), на задачу (деловая), на взаимодействие с другими людьми (коллективистская). Основные формы направленности личности:
· Влечение – наиболее примитивная биологическая форма, неопредмеченное побуждение.
· Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
· Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
· Интерес – состояние, побуждающее к познавательной деятельности.
· Склонность – возникает при включении в интересы волевого компонента.
· Идеалы – конкретизируемая в образе или представлении конкретная цель.
· Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных взглядов на окружающий мир и свое место в этом мире.
· Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.
Основная роль направленности личности принадлежитмотивам. Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от неё, сопровождаются переживаниями и эмоциями. Цель и мотив могут не совпадать. Например, цель – сменить место работы, а мотивы различные - улучшить свое положение, работать с друзьями, приблизить место работы к месту жительства и др.
Мотивы тесно связаны с потребностями человека, т.к. появляются при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. А. Маслоу выделил 5 уровней потребностей человека:
1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, сексе).
2. Потребности, связанные с безопасностью (в предсказуемости окружения, стабильности).
3. Потребности, связанные с любовью, принятием, присоединением, любить и быть любимым.
4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.
5. Потребности, связанные с самоактуализацией или личностной состоятельности.
Люди достигшие уровня самоактуализации предстают как зрелая личность и отличаются следующими чертами: реально воспринимают окружающий мир, терпеливы, независимы от мнения и поступков. Неудовлетворение жизненно важных потребностей тормозит появление и развитие появление и развитие других нужд и иногда снижает или меняет активность человека.
На основе потребностей возникают интересы. Интересы людей разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Виды интересов:
1. По содержанию или направленности интереса: материальные направлены на поиск путей удовлетворения состояний недостаточности и избегания возможной угрозы неприятных переживаний; духовные – это мотивы роста, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, проявить свои способности, развить задатки, расширить кругозор.
2. По отношению к тому или иному объекту: непосредственный – это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, творчества, труда; опосредованный – это интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, положению в обществе, ученому званию.
Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. Фрустрация (лат. – тщетное ожидание, обман) – это психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, дискомфортом, напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Фрустрация возникает, когда человек не может ни достичь цели, ни отказаться от неё. Близким понятие являются угроза или опасность. Однако в ситуации опасности беда ещё только грозит, во фрустрации уже существует. Потому опасность – психическое состояние, направленное на будущее, а фрустрация – на настоящее и прошлое. Реальным выходом из этого состояния осознанное отступление (т.е. сдерживание) и неосознанное, которое выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 13.Используя толковый словарь русского языка, найдите семантическую связь между значениями слов «направленность», «личность» и содержанием понятия «направленность личности».
Задание 14.Подберите синоним и антоним к каждой форме направленности личности.
Форма направленности | Синоним | Антоним |
1. | ||
2. | ||
… |
Задание 15.Дайте определение понятию «удовольствие».
С помощью схематического изображение соотнесите понятия «потребность», «интерес», «удовольствие».
Задание 16.Используя литературу, изобразите пирамиду потребностей, предложенную Маслоу в 1954 г.
Основываясь на концепции А. Маслоу, объясните, почему голодный человек менее способен к творчеству?
Задание 17.Оцените себя с помощью методики «Изучение направленности личности» (Смекала и Кучера). Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 18.* Заполните тест «Исследование уровня притязаний».
Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 19.Заполните Тест «Определение социотипа личности».
Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 20.Ознакомление с методикой исследования и диагностирования черт личности (Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла). Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 21.Прочитайте результат эксперимента, который получен при изучении поведения добровольно согласившихся мужчин.
«По мере того, как испытуемые стали терять в весе, они стали безразличны почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением. Многие из мужчин даже потеряли интерес к своим девушкам!» (цит. по: Хьелл Л., Зигярев Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. С. 490).
Проанализируйте наблюдения, ответив на вопросы:
§ Какая потребность для человека является наиболее существенной?
§ Что произойдет с потребностями более высокого порядка, если не будут удовлетворены предыдущие?
§ Потребности направляются интересами или интересы направляются потребностями?
Задание 22.Этим четверостишием Д.Карнеги начинает главу «Как анализировать и решать проблемы беспокойства». Прочитайте стихотворение и на его основе выделите три этапа анализа любой проблемы.
Есть у меня шестерка слуг, проворных удалых,
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
(Редьярд Киплинг)
Задание 23. Нарисуйте собственный «Круг удовольствий». Разделите его на сектора, соответствующие интенсивности получаемых вами удовольствий. Заполняйте круг по своему усмотрению, полагаясь на свои потребности и интересы. | Мой «круг удовольствий» |
Задание 24.У каждого человека возникает состояние фрустрации. Опираясь на литературу или статьи из сайтов Internet предложите ряд рекомендаций (правил), которые помогут выйти из этого состояния.
Задание 25.* Оцените свою работу по первой теме Практикума, ответив на следующие вопросы:
1. Какие задания оказались сложными для выполнения? Укажите причину.
2. Какие задания вызвали наибольший интерес. Почему?
Выводы по теме 1
v Выпишите только те понятия, которым Вы легко можете дать определение.
§ Влечение
§ Возможности личности
§ Духовный интерес
§ Желание
§ Идеалы
§ Индивид
§ Индивидуальность
§ Интерес
§ Личность
§ Материальный интерес
§ Мировоззрение
§ Мотив
§ Направленность личности
§ Непосредственный интерес
§ Опасность
§ Опосредованный интерес
§ Потребность
§ Психические процессы
§ Психические свойства
§ Психическое состояние
§ Склонность
§ Стремление
§ Убеждение
§ Фрустрация
§ Характер
§ Человек
§ Я
v Составьте свою психологическую характеристику, ответив на вопросы:
1. Что Вы можете сказать о своем уровне и адекватности самооценки? Как сопоставляется Ваш образ реального «Я» с образом идеального «Я»?
2. Как по результатам тестов взаимосвязаны три Ваши уровня: уровень мотивации к успеху, уровень мотивации к избеганию неудач, уровень склонности к риску?
3. О чем свидетельствует Ваша ведущая направленность личности?
4. Что представляет Ваш уровень и адекватность притязаний?
5. Охарактеризуйте Ваш социотип и основные черты личности. Совпадают ли Ваши оценки с результатами теста?