Методы исследования межгрупповых конфликтов

Большинство методов, применяемых для изучения меж­личностных конфликтов, не может быть применено для исследования межгрупповых конфликтов. Это касается тесто­вых методик, социометрии, эксперимента. Ограниченно при­меняется метод наблюдения, более широко — ретроспектив­ный анализ. Причина заключается в сложности, масштабности и многоуровневом характере протекания таких конфликтов. На практике чаще применяются качественные методы и метод ма­тематического моделирования межгрупповых и межгосударст­венных конфликтов.

^^ 13.1. Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов

Качественные методы исследования часто называют общи­ми методами научного познания. К ним относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический мето­ды, обобщение, сравнение и др.

Анализ.Этот метод постоянно применяется в научных ис­следованиях. Он состоит в мысленном расчленении изучаемого предмета на составные части или выделении признаков пред­мета для изучения их в отдельности как части единого. На­пример, вьщеляются структурные элементы конфликта, делает­ся анализ оппонентов, их мотивов, интересов, позиций, стра­тегии, тактики и т.п

Синтез.Это метод познания, при котором происходит мыс­ленное соединение составных элементов изучаемого предмета и его свойств, расчлененных в результате анализа, и изучение этого предмета как единого целого. В ходе синтеза раскрыва­ются место и роль каждого элемента в системе, познается их проявление в предмете как единство многообразного.

186N1- Методы исследования и диагностики конфликтов

Индуктивный метод.Заключается в том, что общий вывод делается из частных посылок. Например, результаты изучения отдельных фрагментов, событий, фактов масштабного кон­фликта индуктивно обобщаются. На этой основе вскрываются общие закономерности функционирования конфликта.

Дедуктивный метод.Заключается в определении частного вывода из общего положения. В этом случае мы от общего, аб­страктного возвращаемся снова к конкретному, частному, но не к исходному положению, а к обогащенному новым знанием об этом конкретном.

Исторический метод.Применяется в политологических и исторических исследованиях конфликтов. Он состоит в изуче­нии временного хода развития конфликта, начиная от возник­новения и заканчивая его завершением. Исторический метод позволяет изучить те конкретные условия и обстоятельства, в которых зарождался конфликт, оценить роль личностей, соци­альных групп в его развитии, проанализировать на основе раз­личных примеров формы завершения подобных конфликтов.

Логический метод.Включает средства и способы логиче­ского описания и объяснения конфликтов и основан на фор­мах мышления и законах диалектической и формальной логи­ки. Использование логических средств при описании и объяс­нении конфликтов позволяет избежать ошибок при определе­нии направлений их предупреждения, реализовать логически правильную процедуру разрешения конфликта.

Данный метод тесно связан с историческим методом, кото­рый не существует в отрыве от логического метода. Одних ис­торических фактов недостаточно для глубокого познания кон­фликта; факты необходимо систематизировать, обобщить и сделать из них выводы. Поэтому без логической обработки ис­торического материала не обойтись при исследовании кон» фликтов.

Обобщение.Состоит в исследовании свойств, связей и от­ношений конфликта, которые характеризуют не отдельно взя­тый конфликт, а целый класс однородных в данном отноше­нии конфликтов. При обобщении важно уметь выделять еди­ничное, то, что свойственно только этой конфликтной ситуа­ция, и общее, что присуще целому ряду конфликтов. Данный метод применяется в большинстве научных дисциплин, изу­чающих конфликт.

13. Методы исследования межгрупповых конфликтов 187

Сравнительный метод.Предполагает сопоставление ряда ас­пектов конфликта и выяснение сходства или различия их про­явлений в различных конфликтах. В результате сравнения ус­танавливаются различия в параметрах конфликта, что позволя­ет дифференцированно управлять конфликтными процессами.

^^ 13.2. Математическое моделирование конфликтов

В последнее время для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов достаточно трудоемки и сложны. Наличие модельных описа­ний позволяет изучить возможное развитие ситуации с целью выбора оптимального варианта их регулирования.

Математическое моделирование с привлечением современ­ных средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени их развития. Если методы наблюдения и анализа межгруппового конфликта позволяют получать единичное решение конфликтного собы­тия, то математическое моделирование конфликтных явлений с использованием ЭВМ позволяет просчитывать различные ва­рианты их развития с прогнозированием вероятного исхода и влияния на результат.

Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заменить непосредственный анализ конфликтов ана­лизом свойств и характеристик их математических моделей. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками кон­фликта, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия и слабо меняющиеся харак­теристики конфликта, переменные составляющие — основные для данного исследования характеристики. Изменение этих значений конфликта представляет главную цель моделирова­ния. Содержательная и операциональная объясняемость ис­пользуемых переменных и параметров — необходимое условие эффективности моделирования.

188If!• Методы исследования и диагностики конфликтов

Использование математического моделирования конфликтов началось в середине XX в., чему способствовало появление элек­тронно-вычислительной техники и большое количество приклад­ных исследований конфликта. Пока трудно дать четкую классифи­кацию математических моделей, используемых в конфликтологии. В основание классификации моделей можно положить используе­мый математический аппарат (дифференциальные уравнения, ве­роятностные распределения, математическое программирова­ние и т.п.) и объекты моделирования (межличностные кон­фликты, межгосударственные конфликты, конфликты в жи­вотном мире и т.д.). Можно выделить типичные математические модели,используемые в конфликтологии.

• Вероятностные распределения представляют собой простей­ший способ описания переменных через указание доли эле­ментов совокупности с данным значением переменной.

• Статистические исследования зависимостей — класс моде­лей, широко применяемый для изучения социальных явле­ний. Это прежде всего регрессионные модели, представ­ляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений.

• Марковские цепи описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей предысторией конфликта, а только «настоящим». Основным параметром конечной цепи Маркова является вероятность перехода статистического индивида (в нашем случае — оп­понента) из одного состояния в другое за фиксированный промежуток времени. Каждое действие приносит частный выигрыш (проигрыш); из них складывается результирующий выигрыш (проигрыш).

• Модели целенаправленного поведения представляют собой ис­пользование целевых функций для анализа, прогнозирова­ния и планирования социальных процессов. Эти модели обычно имеют вид задачи математического программирова­ния с заданными целевой функцией и ограничениями. В на­стоящее время это направление ориентировано на модели­рование процессов взаимодействия целенаправленных соци­альных объектов, в том числе и определение вероятности возникновения конфликта между ними.

• Теоретические модели предназначены для логического анали­за тех или иных содержательных концепций, когда затруд-

13. Методы исследования межгрупповых конфликтов 189

нена возможность измерения основных параметров и пере­менных (возможные межгосударственные конфликты и др.). Имитационные модели представляют собой класс моделей, реализованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающих сложные зависимости, не поддающиеся анали­тическому анализу. Имитационные модели — это средство машинного эксперимента. Он может использоваться как для теоретических, так и для практических целей. Этот способ моделирования применяется для исследования развития уже идущих конфликтов.

Выводы

1. Большинство методов, применяемых для изучения межлич­ностных конфликтов, не может быть использовано для ис­следования межгрупповых конфликтов. Для их изучения го­раздо шире применяются качественные методы научного познания: анализ, синтез, индуктивный, дедуктивный, исто­рический, логический методы, обобщение, сравнение и др.

2. В последние десятилетия применяется математическое моде­лирование межгрупповых и межгосударственных конфликтов. Это связано с развитием электронно-вычислительной техники и результативностью прикладных исследований конфлик­тов. Среди математических моделей, используемых в кон­фликтологии, следует указать такие, как: вероятностные распределения, статистические исследования зависимо­стей, марковские цепи, модели целенаправленного поведе­ния, теоретические, а также имитационные модели.

Вопросы и задания к разделу III

Ответьте на вопросы

1. Раскройте методологические принципы исследования конфликтов.

2. Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтно­го исследования.

190 ///. Методы исследования и диагностики конфликтов

3. Назовите основные методики психологии, применяемые в иссле­довании и диагностике конфликтов.

4. Дайте общую характеристику модульной методики диагностики межличностных конфликтов.

5. В чем состоит сущность ситуационно! о метода исследования кон­фликтов? Раскройте его сильные и слабые стороны.

6. Охарактеризуйте основные качественные методы изучения меж­групповых конфликтов.

7. Каковы особенности математического моделирования межгруп­повых конфликтов?

Выполните задания

1. Разработайте программу исследования интересующей вас про­блемы, связанной с конфликтами.

2. Оцените с помощью тестов Томаса и Лири свое поведение в проблемных ситуациях социального взаимодействия.

3. Оцените с помощью тестов уровень своей внутриличностной конфликтности.

4. С помощью модульной методики проведите диагностику меж­личностных отношений и конфликтов в любой малой группе.

5. Проведите ситуационный анализ 2—3 реальных конфликтов, в которых вы участвовали.

Разде

л!У

Теоретические

Основы

Конфликтологии

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда окан­чивается борьба.

В.Г. Белинский

Наши рекомендации