III. Психологическое консультирование сотрудников и руководителей структурных подразделений
Основой для планирования и проведения психологического консультирования персонала являются индивидуальные психологические карточки на каждого сотрудника (в них содержится сжатая социально-демографическая информация и цифровые (кодовые) результаты всех психодиагностических методик, которыми данный сотрудник был обследован с момента приема на работу) и анализ социально-психологического климата в каждом отделе.
Заполнение индивидуальных карточек и анализ социально-психологического климата проводятся на основе данных психодиагностики при приеме на работу, периодической диагностики индивидуальных особенностей сотрудника и показателей социально-психологического климата во всех структурных подразделениях организации.
Виды работы в данном направлении деятельности:
Консультирование сотрудника. Оно может проводиться как его запросу, так и в форме плановой беседы по результатам первичной психодиагностики.
Консультирование руководителей среднего звена.В этот раздел работы входит консультирование руководителя по проемам эффективного управления и по поводу проблем взаимодействия конкретных сотрудников в отделе. Наиболее перспективным направлением, наряду с индивидуальным консультированием руководителей, является участие психолога в работе аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия в этом случае представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит объединение информации о сотруднике и разработка единой стратегии сопровождения каждого сотрудника, отдела и группы отделов по направлениям.
Посредническая работа в межличностных и межгрупповыхконфликтах.Хорошо организованная работа по диагностике анализу социально-психологического климата в каждом структурном подразделении и во всей организации в целом позволяет вовремя принимать профилактические меры для предотвращения конфликтных ситуаций. В том случае, если конфликт не удалось предотвратить, наличие всей полноты информации сделает его управляемым, даст возможность получить позитивный результат.
IV. Социально-диспетчерская деятельность
Заключается в переадресовке сотрудника к другим специалистам в том случае, когда он не в состоянии оказать необходимую помощь. Задачи психолога в этом случае:
- поиск специалиста,
- отслеживание взаимодействия сотрудника со специалистом,
- осуществление психологической поддержки сотрудника в процессе работы со специалистом. Детальная проработка всех составных частей этой модели и наполнение конкретным содержанием перечисленных направлений деятельности психолога организации (предприятия) - предмет рассмотрения во II и III главах нашей книги.
5. Принципы пользования психологической информацией
Принципы пользования психологической информацией
Правила пользования психологической информацией определяют основные требования и условия получения, хранения и использования психологической информации, а также права и обязанности психолога, испытуемых и пользователей информацией данного вида. Они состоят в следующем:
1. Основные понятия:
- Психологическая информация – это информация, полученная путем применения всего арсенала методик психологических исследований (результаты исследований, выводы и рекомендации психолога в устной форме, на бумажных и электронных носителях);
- Испытуемый - кандидат на замещение вакантной должности или работник предприятия (организации);
- Заказчик - руководитель предприятия (организации);
- Пользователи - должностные лица предприятия, имеющие доступ к психологической информации;