Архаическая нравственность
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими начинаниями.
Нравственность как историческое явление уходит своими корнями в эпоху родового общественного строя.
Первобытное общество находилось во власти природы, чувственного опыта, не знало государственности и письменности, было свободно от логики и понятийного мышления, осмысливало действительность самым фантастичным образом. Для него характерны магия, тотемизм, система табу, ритуалы, мифология. Структура общества совпадала с системой родства. Вне рода находятся «чужие» и «враги». Кровные узы вечны и священны. Смешать кровь означало заключить нерасторжимый пожизненный союз, стать родным по крови. Кровь принадлежит всему роду, и её пролитие грозит бедствием для всех, делает род уязвимым и слабым. К чужим относятся со страхом и подозрением.
Первобытное мышление базируется на суеверии и вымысле, оно иррационально. Для таких обществ характерны понятия «коллективная совесть», «коллективные представления», «коллективное бессознательное» (т.е. совокупность чувств и представлений, свойственных всем членам общества, механическая солидарность). Общинные нормы поведения воспитывали коллективизм и солидарность.
В первобытном обществе не было бога и религиозной морали, хотя было понятие страха, которое впоследствии превращается в «страх божий» (например, первобытный человек всегда страшился разомкнутого пространства, старался устроить ограждения, чтобы не мог войти зловредный дух). Сакрализация нравственных норм и даже их закрепление в государственном праве относится к периоду патриархата, к финалу родового строя.
Принято различать культуру матриархата и патриархального строя. В матриархальном обществе сложились определенные нормы поведения:
Ø самоотверженное отношение к труду и к боевой защите рода и сородичей;
Ø безропотность и скромность;
Ø обряды, имеющие целью обучение и нравственное воспитание подрастающего поколения;
Ø табуации (запреты), имеющие целью охрану жизненно важных обычаев и правил;
Ø предпочтительность женской инициативы при установлении брачного союза;
Ø отвращение к кровосмесительным бракам;
Ø кровная месть;
Ø гостеприимство.
Наиболее важными примитивными нормами нравственности является запрет каннибализма, запрет кровосмешения, повиновение старшим, нормы коллективной трудовой деятельности. Они распространяются на всех.
Моральные нормы не отличаются от обычных норм, и их выполнение регулируется советом рода, племенным собранием, советом старейшин.
В патриархальном обществе возникают новые нравственные нормы:
Ø укрепление авторитета мужчины (главы семьи);
Ø верность жены;
Ø запрет на ложь;
Ø обычаи человеческих жертвоприношений.
Возрастает роль принуждения и строгих наказаний за нарушение нормы.
В эпоху позднего родового строя главным является обычай талиона, или принцип равного воздаяния кровной мести, в котором отражается дух примитивного уравнения, архаическое представление о справедливости как причинении адекватного ущерба обидчику.
· Архаическую нравственность можно рассматривать через теорию мифа;
· Иным способом раскрывает сущность первобытной морали теория табу, акцентирующая внимание на запретах. (Существует табу на имена, взоры, общение, сексуальные отношения, или прием пищи. Цель – защита от вреда.);
· Ядром первобытной нравственности иногда считают тотемизм (архаический человек воздействовал на волю определенной вещи с тем, чтобы она повлияла на развитие жизненно важных процессов, например, плодородия) и культ предков.
· Средством теоретического объяснения архаической нравственности могут служить теории родства (отношения родства не совпадают с родством по крови: побратимство, усыновление, мать – кормилица. Из отношений родства, родства по браку, родственного статуса, вытекают конкретные обязанности, сознание обязательств перед другими, в первую очередь родственниками) и ритуал (Ритуал был основной формой общественного бытия человека. Это сложное символическое поведение, передающее нормативный образ действий, признанных правильным и обязательным. Цель – воссоздать порядок, возвращать мир к началу. Центральная часть ритуала – жертвоприношение. Истории человеческого жертвоприношения более 20 тыс. лет (у ацтеков, инков, майя). Богам жертвовали самое лучшее, от этих жертв зависело плодородие, выпадение дождей, жизненная сила. Причем жертвой называлось любое дело, воспринимаемое как долг: брак, обязанность крестьянина отдавать часть своего урожая храму и др. Жертвенная идея связана с чувством благодарности, почтения и уважения, с праздничными переживаниями, с серьезной ответственностью, пониманием ценностного смысла жертвы. Жертвоприношение основывается на теории дарения (обмена). Исполнить долг – принести дар, совершить жертвоприношение, исполнить ритуал. Понятие «хороший» и «добрый» означают человека – соплеменника.)
Таким образом, в первобытном обществе в роли морали выступает целый набор инструментов, организующих жизнь общества.