III. Качества мышления: глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, быстрота
Глубина мышления – умение проникнуть в сущность, сложность процессов и явлений объективного мира, предвидеть дальнейшее развитие событий, находить правильные пути и нужные решения, не прибегая к помощи других.
Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли и действия.
Гибкость – умение изменять намеченный план решения задач в соответствии с изменяю-щейся обстановкой.
Быстрота – скорость протекания мыслительных процессов.
IV. Виды мышления:
Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Практически-действенное – характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т.п.).
Чувства — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека к кому-либо
или к чему-либо (чувство долга, ответственность, чувство любви, гордость и т.п.)
ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами.
Сензитивность. Об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность. Об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
Соотношение активности и реактивности. Об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность и ригидность. Об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.
Экстраверсия и интроверсия. Об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакции.
Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность. Ригидность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.
Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность. Интровертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакции.
Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокие реактивность и активность. Ригидность. Интровертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакции.
Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Тип высшей нервной деятельности | Особенности нервных процессов | Вид темперамента | Особенности внешнего поведения | ||
по силе | по уравновешенности | по подвижности | |||
Безудержный | сильные | неуравновешенные | подвижные | холерический | чрезмерно активный |
Сильный | сильные | уравновешенные | подвижные | сангвинический | активный |
Спокойный | сильные | уравновешенные | малоподвижные | флегматический | вялый |
Слабый | слабые | неуравновешенные | подвижные или малоподвижные | меланхолический | скованный |
ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТА
ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Тип темперамента | Сочетание особенностей нервной системы |
Сангвиник | Уравновешенность, сила, подвижность |
Холерик | Неуравновешенность, сила, подвижность |
Меланхолик (неуравновешенный) | Неуравновешенность, слабость, подвижность |
Меланхолик (слабый) | Неуравновешенность, слабость, инертность |
Меланхолик (инертный) | Уравновешенность, слабость, инертность |
Флегматик | Уравновешенность, сила, инертность |
ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПОВЕДЕНИИ
Холерик | Сангвиник | |||
общительность | общая несдер- | любознатель- | легкомыслен- | |
жанность | ность | ность | ||
активность инициативность идет на риск | грубость вспыльчивость способность на безрассудные | общительность подвижность жизнерадостность | беспечность разбросанность переоценка себя | |
поступки | эмоциональ- | нежелание до- | ||
предпочитает борьбу | склонность к аффектам | ность устойчивость чувство коллективизма | водить дело до конца | |
Флегматик | ||||
медлительность неторопливость | вялость инертность | |||
склонность к порядку деловитость | равнодушное отношение к труду, людям, себе застенчивость | |||
Меланхолик | ||||
мягкость тактичность | замкнутость обидчивость | |||
настойчивость | деликатность | подавленность | ||
сильная воля | отзывчивость | мнительность | ||
чувство товарищества | лень | серьезность крепкая дружба | скрытность пессимизм |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
№ п/п | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
1. | Неуравновешенное поведение | Хорошо уравновешенное поведение | Отлично уравновешенное поведение | Очень неуравновешенное поведение |
2. | Сильные, кратковременные эмоциональные пе-реживания | Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания | Слабые эмоциональные переживания | Глубокие и длительные эмоциональные переживания |
3. | Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого | Настроение устойчивое, жизнерадостное | Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей | Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма |
4. | Речь громкая, резкая, неравномерная | Речь громкая, живая, плавная | Речь монотонная, медленная | Речь тихая с задыханием |
5. | Терпение слабое | Терпение умеренное | Терпение очень большое | Терпение очень слабое |
6. | Адаптация хорошая | Адаптация отличная | Адаптация медленная | Адаптация трудная |
7. | Общительность высокая | Общительность умеренная | Общительность невысокая | Общительность низкая (замкнутость) |
8. | Агрессивность в поведении | Миролюбивое поведение | Сдержанность в поведении | Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей) |
9. | Отношение к критике возбужденное | Отношение к критике спокойное | Отношение к критике безразличное | Обидчивое отношение к критике |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
(продолжение)
№ п/п | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
10. | Страстные, увлеченные поведение и деятельность | Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность | Поведение неутомимого труженика | Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) |
11. | Отношение к новому положительное | Безразличное отношение к новому | Отрицательное отношение к новому | Оптимистичное отношение сменяется пессимистичным и наоборот |
12. | Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета | Расчетливое, без особого риска отношение к опасности | Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности | Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности |
13. | Стремление к цели сильное, с полной отдачей | Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий | Достижение цели медленное, упорное | Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий |
14. | Значительная переоценка своих способностей | Некоторая переоценка своих способностей | Более реальная оценка своих способностей | Чаще недооценка своих способностей |
15. | Умеренная внушаемость и мнительность | Небольшая внушаемость и мнительность | Слабая внушаемость и мнительность | Большая внушаемость и мнительность |
ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ
Под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
В структуре характера выделяются четыре основные группы черт:
* черты, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (общительность, откровенность, стремление к властвованию);
* черты, выражающие отношение к труду (трудолюбие, добросовестность);
* черты, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость);
* черты, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, самомнение).
Свойства характера формируются в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, они не зависят от наследственности. Проявления характера, формируясь в деятельности, постепенно «автоматизируются», т.е. постепенно сохраняется или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения.
1.ГИПЕРТИМНЫИ ТИП
Главной особенностью этого типа является приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.
2. ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
До пубертата дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормотимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает 1-я субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. В гипоманиакальной фазе бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям.
3. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Отличительной особенностью лабильного типа в подростковом возрасте является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселье. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.
4. АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикания, энурез.
Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии физического здоровья.
5. СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП
Основными чертами данного типа является повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных психологических страхах (темнота, животные), избегании компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.
6. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Основными особенностями типа являются повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сомневается, для него трудно принять решение, поэтому взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже завершенную работу.
7. ШИЗОИДНЫЙ ТИП
В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.
8. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечения лиц эпилептоидного типа. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.
9. ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП
Безграничный эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия к своей персоне.
10. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Внушаемые и безвольные, они не имеют таких собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Завистливые и бесхарактерные, они часто попадают в дурные компании, бросают учебу, работу, употребляют алкоголь.
11.КОНФОРМНЫЙ ТИП
Постоянная и неустойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнении и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к переменам в жизни.
Акцентуации характера следует рассматривать как заостренный (крайний) вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.
Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.
Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляемся при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной), предболезненными и болезненными состояниями.