III. Качества мышления: глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, быстрота

Глубина мышления – умение проникнуть в сущность, сложность процессов и явлений объективного мира, предвидеть дальнейшее развитие событий, находить правильные пути и нужные решения, не прибегая к помощи других.

Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли и действия.

Гибкость – умение изменять намеченный план решения задач в соответствии с изменяю-щейся обстановкой.

Быстрота – скорость протекания мыслительных процессов.

IV. Виды мышления:

Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Практически-действенное – характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Эмоции и чувства — это переживание человеком свое­го отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Эмоции — более простое, непосредственное пережива­ние в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т.п.).

Чувства — это более сложное, чем эмоции, постоян­ное, устоявшееся отношение человека к кому-либо

или к чему-либо (чувство долга, ответственность, чувство любви, гордость и т.п.)

ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами.

Сензитивность. Об этом свойстве мы судим по тому, ка­кова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность. Об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внут­ренние воздействия одинаковой силы.

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в до­стижении цели, сосредоточенность внимания в длитель­ной работе.

Соотношение активности и реактивности. Об этом свойстве судят по скорости протекания различных пси­хологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быст­роте ума.

Пластичность и ригидность. Об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.

Экстраверсия и интроверсия. Об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависят реакции и дея­тельность человека — от внешних впечатлений, возникаю­щих в данный момент (экстравертированность) или от об­разов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для воз­никновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реак­тивность и высокая активность, уравновешенность. Пла­стичность, экстравертированность. Повышенная эмоцио­нальная возбудимость. Ускоренный темп реакции.

Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реак­тивность. Ригидность. Экстравертированность. Повышен­ная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп ре­акций.

Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реак­тивность и высокая активность. Ригидность. Интроверти­рованность. Пониженная эмоциональная возбудимость. За­медленный темп реакции.

Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокие реактивность и активность. Ригидность. Интровертирован­ность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакции.

Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями че­ловека.

Тип выс­шей нерв­ной дея­тельности Особенности нервных процессов Вид темпера­мента Особенности внешнего поведения
  по силе по урав­новешен­ности по под­вижности    
Безудерж­ный сильные неуравно­вешенные подвиж­ные холериче­ский чрезмерно активный
Сильный сильные уравно­вешенные подвиж­ные сангвини­ческий активный
Спокой­ный сильные уравно­вешенные малопод­вижные флегмати­ческий вялый
Слабый слабые неуравно­вешенные подвиж­ные или малопод­вижные меланхоли­ческий скованный

ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТА

ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Тип темперамента Сочетание особенностей нервной системы
Сангвиник Уравновешенность, сила, подвижность
Холерик Неуравновешенность, сила, подвижность
Меланхолик (неуравновешенный) Неуравновешенность, слабость, подвижность
Меланхолик (слабый) Неуравновешенность, слабость, инертность
Меланхолик (инертный) Уравновешенность, слабость, инертность
Флегматик Уравновешенность, сила, инертность

ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПОВЕДЕНИИ

Холерик Сангвиник  
общительность общая несдер- любознатель- легкомыслен-  
  жанность ность ность  
активность инициативность идет на риск грубость вспыльчивость способность на безрассудные общительность подвижность жизнерадост­ность беспечность разбросанность переоценка себя  
  поступки эмоциональ- нежелание до-  
предпочитает борьбу склонность к аффектам ность устойчивость чувство коллек­тивизма водить дело до конца  
   
Флегматик  
медлительность неторопливость вялость инертность  
   
склонность к порядку деловитость равнодушное отношение к труду, людям, себе застенчивость    
Меланхолик  
мягкость тактичность замкнутость обидчивость  
настойчивость   деликатность подавленность  
сильная воля   отзывчивость мнительность  
чувство това­рищества лень серьезность крепкая дружба скрытность пессимизм  

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

№ п/п Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
1. Неуравновешенное пове­дение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение Очень неуравновешенное поведение
2. Сильные, кратковремен­ные эмоциональные пе-реживания Поверхностные, кратко­временные эмоциональ­ные переживания Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные пережи­вания
3. Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое с преобладанием песси­мизма
4. Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, мед­ленная Речь тихая с задыханием
5. Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое
6. Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная
7. Общительность высокая Общительность умерен­ная Общительность невысо­кая Общительность низкая (замкнутость)
8. Агрессивность в поведе­нии Миролюбивое поведение Сдержанность в поведе­нии Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей)
9. Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

(продолжение)

№ п/п Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
10. Страстные, увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное, реактив­ное поведение (как ответ на активность других)
11. Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отноше­ние к новому Оптимистичное отноше­ние сменяется пессими­стичным и наоборот
12. Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опас­ности Хладнокровное, невозму­тимое отношение к опас­ности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности
13. Стремление к цели силь­ное, с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Достижение цели мед­ленное, упорное Стремление к цели то сильное, то слабое, с из­беганием препятствий
14. Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей
15. Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность

ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ

Под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявля­ются в типичных для данной личности способах деятель­ности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятель­ствам.

В структуре характера выделяются четыре основные группы черт:

* черты, выражающие отношение к коллективу и от­дельным людям (общительность, откровенность, стремление к властвованию);

* черты, выражающие отношение к труду (трудолюбие, добросовестность);

* черты, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость);

* черты, выражающие отношение к самому себе (само­любие, честолюбие, тщеславие, самомнение).

Свойства характера формируются в процессе воспита­ния, социализации и деятельности человека, они не зави­сят от наследственности. Проявления характера, формиру­ясь в деятельности, постепенно «автоматизируются», т.е. постепенно сохраняется или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения.

1.ГИПЕРТИМНЫИ ТИП

Главной особенностью этого типа является приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и пред­приимчивость. Такие подростки отказываются подчинять­ся чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требова­ния и строго регламентированный образ жизни, к прави­лам и законам относятся легкомысленно, легко могут пере­ступить грань между дозволенным и запретным.

2. ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

До пубертата дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормотимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает 1-я субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В субдепрессивной фазе фон настрое­ния снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. В гипоманиакальной фазе бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям.

3. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Отличительной особенностью лабильного типа в подро­стковом возрасте является крайняя изменчивость настрое­ния. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное пережива­ние, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселье. От текуще­го настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

4. АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

При нем рано проявляются разнообразные признаки не­вропатии: капризность, болезненность, страхи, заикания, энурез.

Главными чертами типа в подростковом возрасте явля­ются астения, повышенная утомляемость, плохая перено­симость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии физического здоровья.

5. СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП

Основными чертами данного типа является повышен­ная впечатлительность и чувство неполноценности. В дет­стве это выражается в разнообразных психологических стра­хах (темнота, животные), избегании компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых ви­дов проверок и испытаний.

6. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП

Основными особенностями типа являются повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям. Пси­хастеник постоянно во всем сомневается, для него трудно при­нять решение, поэтому взвешивает каждый шаг, многократ­но перепроверяет и переделывает уже завершенную работу.

7. ШИЗОИДНЫЙ ТИП

В подростковом возрасте все шизоидные черты лично­сти обостряются. Особенно заметными становятся замкну­тость, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.

8. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Склонность к возникновению периодов злобно-тоскли­вого настроения. С этим настроением тесно связаны напря­женность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессив­ность. Большим напряжением отличается также сфера вле­чения лиц эпилептоидного типа. Все влечения характери­зуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлет­ворение протекает тяжело и сопровождается многочислен­ными конфликтами.

9. ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП

Безграничный эгоизм и «жажда признания». Лица это­го типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремят­ся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивле­ния, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия к своей персоне.

10. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко подда­ются чужому влиянию, особенно дурному. Внушаемые и безвольные, они не имеют таких собственных положитель­ных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Завистливые и бесхарактерные, они часто попадают в дурные компании, бросают учебу, работу, употребляют алкоголь.

11.КОНФОРМНЫЙ ТИП

Постоянная и неустойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнении и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к переменам в жизни.

Акцентуации характера следует рассматривать как зао­стренный (крайний) вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцен­туации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объеди­няет в себе целый ряд предпатологических и частично па­тологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.

Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость про­являемся при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основ­ные формы проявления НПН связаны с недостаточной со­циальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требо­ваний правил поведения и порядка, нарушениями дисцип­лины, межличностных отношений и деятельности (трудо­вой, учебной), предболезненными и болезненными состоя­ниями.

Наши рекомендации