Функции психолога в свете задач психологического обеспечения оперативно-разыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Задачи, решение которых требует психологической компетенции, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, что постоянно определяется возрастающей ролью человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности, в том числе и оперативно-разыскной, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности. Речь здесь идёт о потребностях и способностях человека, о мотивах его поведения, его интересах и творческих возможностях, трудоспособности и работоспособности, об интеллекте и эмоциях, о воле и характере, сознании и самосознании, о формировании социальных установок и ценностных ориентации и т.д.

Основные задачи, возлагаемые на психологов занимающихся психологическим обеспечением оперативно-разыскной деятельности следующие:

1) психологическое обеспечение специальных операций и агентурной работы;

2) проведение занятий с сотрудниками оперативных подразделений по морально-психологической подготовке;

3) осуществление специальной психологической подготовки сотрудников, участвующих в специальных операциях и мероприятиях;

4) обучение психологически обоснованной тактике личной безопасности сотрудников в процессе осуществления ими оперативно-разыскной деятельности;

5) консультирование сотрудников оперативных подразделений по психологическим аспектам, способствующим решению профессиональных задач;

6) осуществление специальных психофизиологических. исследований, связанных с применением в оперативно-разыскной деятельности полиграфа (детектора лжи) и другой специальной психологической аппаратуры;

7) составление психологических портретов на лиц, представляющих оперативный интерес;

8) осуществление психологического сопровождения проведения специальных операций (оперативного внедрения, задержания, ведения переговоров и т.д.);

9)проведение обучения оперативных сотрудников психологическим аспектам в работе с агентурой, составление психологических портретов агентов, подготовка профессионально-психологических рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) привлечения конкретного лица к негласному сотрудничеству, подготовка соответствующих психологических рекомендаций по работе с ним, разработка методик обучения агентов, привлечения к агентурной работе, подготовка практических рекомендаций по психологической подготовке агентов;

10) диагностика и анализ достоверности сообщаемой оперативной информации;

11) психологическое обеспечение оперативной разработки ОПГ и подготовка специальных психологических заключений по их внутренней структуре и руководителям.

Использование сотрудниками оперативных подразделений психологических знаний состоит в том, что после обучения его в учебном заведении ими вырабатываются соответствующие навыки, используемые затем для применения этих знаний в оперативно-разыскной деятельности.

В свете последних чрезвычайных происшествий с участием сотрудников полиции остро встаёт вопрос о необходимости в кратчайшие сроки создать действенную практическую психологию, способную надежно диагностировать психологические качества людей, прогнозировать их поведение и при необходимости управлять ими на основе широкого внедрения в практику научных исследований. Существует потребность и в полном, достаточно глубоком анализе не только объективных, но и субъективных обстоятельств противоправного поведения. В настоящее время уже невозможно себе представить профессиональное расследование дела без привлечения психологических знаний.

Вместе с тем потребность в психологическом знании опережает возможности сотрудников в овладении им. Высокая профессиональная подготовленность одного человека одновременно в двух сложных самостоятельных и чрезвычайно объемных по информативности сферах (психологии и юриспруденции) практически невозможна, да в этом и нет необходимости. Законодательством предусмотрена возможность привлечения в случае необходимости к процессу расследования специалистов в различных областях науки, искусства, ремесла, техники[49]. В полной мере это относится и к психологии, которая в последнее время все активнее внедряется в оперативно-разыскную и следственную деятельность.

Подавляющее большинство вопросов оперативно-разыскной деятельности регулируется на ведомственном уровне, поэтому проблема психологического обеспечение этого вида деятельности оказывается зависящей от субъектов оперативно-разыскной деятельности и их компетенции. Ведь одно и то же оперативно-разыскное мероприятие, например, оперативное внедрение, будет иметь существенные именно психологические различия в зависимости специфики сферы такого внедрения – организованное преступное сообщество или предприятие, частное предприятие или государственное, осуществляемое подразделением уголовного розыска или по борьбе с экономической преступностью.

Субъект деятельности «оперативный сотрудник» имеет весьма общий характер, в нём существуют не только профессионально-квалификационные, но и психологические различия. Психологические различия приобретают особое значение в связи со специализацией оперативных аппаратов и характером выполняемых ими задач.

Принято считать, что специфическим признаком оперативно-разыскной деятельности является её конспиративность характер. Именно он определяет её неповторимый психологический контекст, предъявляет ряд особых требований к осуществляющим этот вид деятельности сотрудникам, предполагает специфическую психологическую структуру их личности. Имеющиеся исследования данного вопроса выявляют по большей части вполне традиционный подход к изучению психологической структуры оперативно-разыскной деятельности и психологии связанных с ней сотрудников, практически не учитывая её специфику. Именно в этом направлении необходимо совершенствовать и развивать психологическое обеспечение оперативно-разыскной деятельности

Ещё одной особенностью оперативно-разыскной деятельности выступает её информационно-аналитический характер. Процессы выявления содержания необходимой для принятия оперативно-разыскных решений информации, поиска её источников и носителей, способов получения от носителей, дальнейшего анализа, обогащения и использования – основные этапы «движения» самых различных сведений, с которыми имеют дело субъекты оперативно-разыскной деятельности. Указанные процессы пока недостаточно освящены в специальных научно-психологических исследованиях. Частичное отражение они получают в работах, посвящённых решению отдельных задач оперативно-разыскной деятельности – главным образом по раскрытию преступлений.

Психологическое обеспечение оперативно-разыскной деятельности помимо вышесказанного тесно соприкасается с такими её традиционными разделами, как оперативная тактика и организация, а также с соответствующими разделами смежных дисциплин - криминалистической и следственной тактикой. Например, проблема выявления необходимых источников информации имеет организационно-тактическое, тактико-криминалистическое, а также психологическое содержание, требующее своего выявления, изучения, формулировки и определения степени зависимости от него результатов решения задачи в целом. Без этого занятие психологией решения этой задачи теряет непосредственное практическое значение.

Вместе с тем на тактическом уровне проблематика оперативно-разыскной деятельности достаточно хорошо разработана и зачастую встаёт задача обоснования необходимости и целесообразности её «психологизации», за исключением исследования возможностей снижения психологической «цены» осуществления деятельности и её отдельных элементов. Наряду с разработанными есть и такие формы осуществления оперативно-разыскной деятельности, которые изучены явно недостаточно, но даже при поверхностном рассмотрении имеют высокую психологическую нагрузку. К числу таковых, исходя из текста Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут быть отнесены, например, оперативное опознание, оперативное внедрение, оперативный эксперимент[50]. Содержание каждого из указанных мероприятий – это специфическая задача психологического обеспечения, разрешимая, главным образом, в системе психологического знания, психологических законов, управляющих поведением действующих лиц и формированием соответствующих условий проведения этих мероприятий.

Исследование объективной и субъективной сторон преступления, поведения лиц, которые в том или ином качестве причастны к нему, нацелено на сбор и расшифровку первичной психологической информации для установления истины по делу. Для этого целесообразным является, с одной стороны, психологическое «развертывание» (мысленные повороты - рассмотрения) имеющих место в преступлении вещных предметов, документов, следов, явлений как можно в большем числе аспектов, трактовка очередности изменений в окружающей среде при отсутствии чего-либо или появлении нового, прослеживание причинных связей, имевшихся между изучаемыми объектами и другими материалами дела. С другой стороны, при выявлении и непосредственном общении с людьми, потенциально причастными к преступлению, важно учитывать и прослеживать психологическую последовательность следующих субъектных признаков: профессиональные и бытовые навыки, особенности речи (словесные обороты, умолчания, оговорки, ослышки), мимика, жесты, поза говорящего, смена его психических состояний. Учет всех этих моментов крайне важен как при проведении оперативно-разыскных мероприятий, так ив целом в рамках расследования конкретного преступления.

В целом реализация психологического обеспечения оперативно-разыскной деятельности связана практически со всеми её аспектами и требует от психолога, осуществляющего его не только глубоких знаний психологии но и глубокого знания специфики этой деятельности, нормативно-правовой базы её регламентирующей.

Вопросы применения психологического воздействия в профессиональной деятельности оперативного сотрудника и следователя

Психологическое воздействие (принуждение) со стороны сотрудника ОВД на лиц, подозреваемых в совершении преступления или совершивших его, рассматривается законодательством в двух аспектах: с позиций правомерности, либо противоправности его способов.

Психологическое воздействие помимо общих требований к его осуществлению имеет и специфические, связанные с конкретными условиями деятельности, которые диктуют свои методы, приемы и техники воздействия, характер и направленность, формы и оснащенность. Общим для всех будет только необходимость соблюдения принципов законности, научности и целесообразности.

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынуждает ставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка и проведении судебно-психологической экспертизы с целью установления наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого в процессе указанного следственного действия. При этом анализу подвергаются такие факторы, как содержание вопросов допрашивающего с точки зрения их суггестивного (внушающего) воздействия, интонационные характеристики речевого взаимодействия, а если анализируется видеозапись, то и невербальные компоненты общения, особенности расположения зафиксированных лиц. Особо отслеживаются косвенные признаки воздействия, поскольку никто из сотрудников не заинтересован в видеозаписи собственные профессиональных погрешностей и нарушений.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу.

Наши рекомендации