Раздел 4. Коррекционная психология
- Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.
- Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура и свойства.
- Причины отклонений в развитии и определяющие их факторы.
- Классификация отклонений в развитии.
- Психологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
- Роль и место специального психолога в практике обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
- Роль специального психолога в процессе реабилитации инвалидов.
- Принципы организации и проведения специальных психологических исследований.
- Механизмы формирования системных отклонений в дизонтогенезе ребенка и пути их коррекции.
- Нарушения в формировании личности детей и подростков с патологией зрения и слуха.
- Нарушения в формировании личности умственно отсталых детей и подростков.
- Классификация детей с нарушениями зрения и общая характеристика психологического развития слепых и слабовидящих.
- Классификации детей с нарушениями слуха и общая характеристика психического развития глухих и слабослышащих.
- Трудности в обучении как проблема специальной психологии
- Причины и формы деликвентного поведения у детей и подростков.
- Психическое развитие в условиях раннего детского аутизма.
- Этические принципы работы специального психолога.
- Клинико-психологическая характеристика развития детей с ДЦП.
- Характеристика психического развития детей с комбинированными нарушениями.
- Сравнительный анализ психического развития детей с ЗПР и умственной отсталостью.
- Общение и его формы в условиях разных форм дизонтогенеза.
- Соотношение спонтанного и организованного развития в дизонтогенезе.
- ЗПР как особая форма дизонтогенеза, ее причины, виды и дифференциально-психологические признаки.
- Нарушение в развитии мышления у умственно отсталых детей.
- Психологические проблемы профилактики отклонений в развитии у детей.
- Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка.
- Психологическая и социальная депривация и ее влияние на психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
- Сущность и содержание психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
- Формирование речи и средств общения у детей с интеллектуальными нарушениями.
- Умственная отсталость как форма дизонтогенеза, ее причины, виды и дифференциальные признаки.
Литература
а) основная
1. Гуревич П.С. Психология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 319 с.
http://www.knigafund.ru/books/149365
2. Батыршина А.Р. История психологии: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / под ред. А.Р. Батыршина. − Флинта; Наука, 2011.- 222с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114169
3. Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологии конца XIX – начала ХХ веков: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / Н.Н. Мехтиханова.- М.: Флинта; МПСИ, 2010. – 189с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/57912
4. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт]/ П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 560 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122624
5. Волков Б.С. Возрастная психология: 2 ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова – М.: ВЛАДОС, 2005. – 367с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/86497
6. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/169687
7. Основы психологии лекции: учебное пособие. Спеваков В.Н. Логос 2014 г. 100 с. http://www.knigafund.ru/books/173567
8. Психология личности: учебное пособие. Гуревич П.С. М.:Юнити-Дана • 2012 год • 1 126 с. http://www.knigafund.ru/books/122624
9. Сотников М.А. Психодиагностика: Конспект лекций [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / под ред. М.А. Сотникова. М.: − А-Приор, 2010. – 94с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/53209
10. Захарова Л.Н. Основы психологического консультирования организаций: учебное пособие. Издательство: Логос, 2012 г.- - 431 с. http://www.knigafund.ru/books/122660
11. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 320 с. http://www.knigafund.ru/books/149362
12. Социальная психология: учебное пособие. под ред. А.Н. Сухова. М.:Юнити-Дана 2012 г. 615 с. http://www.knigafund.ru/books/164385
13. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие. Иванова Е.М. Пер Сэ 2011 г. 336 с. http://www.knigafund.ru/books/170802
14. Барабанщиков В.А. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт]/ под ред. В.А. Барабанщикова. – Институт психологии РАН, 2012. – 888 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/58002
15. Човдырова Г.С. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко.- ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – 247 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106689
16. Нагаев В.В. Основы клинической психологии: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 464 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/14610
17. Психология социальной работы: Учебник для бакалавров. Галасюк И.Н., Краснова О.В., Шинина Т.В.; под ред. О.В. Красновой. М.:Дашков и К • 2014 год • 303 с. http://www.knigafund.ru/books/173686
18. Психология: учебник. Гуревич П.С. М.:Юнити-Дана 2012 г. 319 с. http://www.knigafund.ru/books/149365
19. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики: учебное пособие [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / Н.А. Курчанов. – СПб.: СпецЛит, 2009. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/87674
20. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. Тарабрина Н.В. Институт психологии РАН 2012 г. 296 с. http://www.knigafund.ru/books/57959
21. Психология. Основные отрасли: Учебное пособие. Малкина-Пых И.Г., Станиславская И.Г. Человек 2014 г. 323 с. http://www.knigafund.ru/books/173811
22. Психологические основы педагогической реабилитации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Алмазов Б.Н. ВЛАДОС 2008 г. 286 с. http://www.knigafund.ru/books/86534
23. Психология: учебник для бакалавров. Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Щербакова О.И. М.:Дашков и К 2014 г. 518 с. http://www.knigafund.ru/books/172182
Дополнительная литература
1. АсмоловА.Г Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учеб. пособие для вузов./ А.Г Асмолов - М.: Смысл,2007.
2. Веккер Л.М. Психика и реальность./ Л.М. Веккер– М., 2000.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский– М.,2005.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь./ Л.С. Выготский – М.:АСТ, 2008.
5. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации/ В.К. Вилюнас–СПб., 2006
6. Дифференциальная психология: на пересечении российских, европейских, и американских традиций [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Либин. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Эксмо, 2006. - 543 с.
7.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев - М., 2003. – 336 с.
8.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - 9-е [межд.] изд. - СПб.: Питер, 2004. - 939 с.
9.Лагутин М.Б. Наглядная математическая статистика: Учебное пособие / М.Б. Лагутин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 271 с.
10.Марков В.Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие / В.Н. Марков. – М., 2003. – 97 с.
11.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко – СПб., 2006. – 350 с.
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн– СПБ., 2000.
13.Социальная психология в современном мире [Текст]/ Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. – М.: Аспект-пресс, 2010.
14.Тихомиров О.К. Психология мышления: уч. пособие./ О.К. Тихомиров - М: Академия, 2008.
15.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М.:2005
16. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. / Б.Ф. Ломов– СПб., 2000.
17. Солсо Р. Когнитивная психология. / Р. Солсо– М., 2006.
18. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: учеб. Пособие для студ. Вузов./ Л.Хьелл , Д. Зиглер -СПб.:Питер, 2008
б) вспомогательная литература
1.Александров А.А. Психогенетика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
2.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: 7-ое междунар. издание. – СПб.: Питер, 2007.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2010.
4.Асмолов А.Г. По ту сторону сознания Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.
6. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. – СПб., 2003.
7. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб., Питер, 2002.
8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 142 с.
9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Академия; Изд-во МГУ, 2004.
10. Клиническая психология: учебник /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002.
11.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М.: Юрайт, 2011.
12. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2010. (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006-2009).
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
14. Основы психофизиологии/ ред. Александров Ю.И Изд. Питер. 2006.
15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2008.
16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2005.
17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен, СПб, Питер, 2003
18. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб., 2003.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ВКР)
Выпускная квалификационная работа бакалавра (ВКР), обучающегося по направлению 37.03.01 «Психология», предусмотренного государственным образовательным стандартом ФГОС-03, представляет собой самостоятельное эмпирическое исследование, отражающее уровень профессиональной компетентности выпускника, его способность и готовность к практической деятельности в области психологии.
Выпускная квалификационная работа предполагает сформированность основных общекультурных и профессиональных компетенций. К общекультурным компетенциям, которые выпускник должен продемонстрировать в ВКР относятся: понимание современных концепций картины мира, сформированность мировоззрения, владение культурой мышления; профессиональным - готовность и способность выпускника 6осуществлять системный анализ явлений в той или иной конкретной области, владение основными методами получения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность и готовность выпускника решать профессиональные задачи на основе использования полученной информации. Профессиональные компетенции определяют способность и готовность выпускника к решению профессиональных задач в конкретной предметной области, показанные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.
Кроме того, выпускник в процессе выполнения ВКР должен показать:
- навыки проведения самостоятельного прикладного исследования в конкретной области психологии;
- умение работать с научной литературой и другими источниками информации;
- владение методами сбора эмпирического материала и его анализа;
-владение методами математико-статистической обработки информации и компьютерными технологиями;
- владение профессиональным языком и научной терминологией исследования.
В процессе выполнения ВКР выпускник обязан:
- обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы;
- изучить научную психологическую литературу по исследуемой проблеме;
- собрать необходимый эмпирический или экспериментальный материал для ее выполнения;
- провести анализ данных, используя соответствующие методы статистической обработки;
- выполнить интерпретацию полученных результатов в соответствии с целью, гипотезами и задачами исследования;
- оформить ВКР в соответствии с нормативными требованиями.
Примерная тематика ВКР разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС-03 выпускающими кафедрами и утверждается проректором института. Она должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития психологической науки и практики, ориентировать выпускников на решение конкретных задач. Студенты вправе предложить свою тему исследования с обоснованием целесообразности ее выполнения. ВКР может быть продолжением курсовых работ.
Темы ВКР бакалавров утверждаются на заседании выпускающей кафедры и оформляются приказом по институту. Выпускник получает на кафедре индивидуальный план работы, выполнение которого контролируется руководителем.
Согласно решению Ученого Совета на выпускающей кафедре проводится предзащита ВКР, целью которой является определение степени готовности выпускной квалификационной работы к защите и соответствия ее заявленной теме. Студенты, не прошедшие предзащиты, не допускаются к защите ВКР.
По завершению работы над ВКР руководитель представляет письменный отзыв, в котором характеризует отношение студента к работе, степень его самостоятельности при выполнении исследования, уровень теоретической подготовки и профессиональной компетентности выпускника.
ВКР подлежит обязательному рецензированию. В качестве рецензентов выступают квалифицированные преподаватели других кафедр факультета, а также специалисты в области психологии. Рецензенты утверждаются на заседании выпускающей кафедры. В рецензии дается критический анализ и оценка выполненной студентом работы, формулируются замечания и вопросы, на которые выпускник должен ответить в процессе защиты ВКР.
ВКР должна пройти процедуру нормоконтроля. По решению Ученого Совета назначается нормоконтролер. Его функциями являются проверка соответствия ВКР требованиям к ее оформлению и допуск к защите.
Выпускная квалификационная работа бакалавра, подготовленная к защите, с визами руководителя, рецензента, заведующего выпускающей кафедры и нормоконтролера, а также заполненным индивидуальным планом предоставляется в деканат факультета психологии за три дня до начала работы Итоговой Аттестационной Комиссии.
Выпускник обязан подготовить к защите доклад на 7-8 минут. В докладе должны быть отражены актуальность исследования, цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, а также представлены его основные результаты. После доклада выпускнику дается возможность ответить на вопросы членов комиссии и замечания рецензента.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР
Оценка ВКР дается ГАК на закрытом заседании большинством голосов членов комиссии при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса. В процессе обсуждения оценки учитывается мнение рецензента о работе выпускника.
Государственная Аттестационная Комиссия оценивает выпускную работу, опираясь на следующие критерии:
- актуальность темы исследования;
- практическая значимость выполненного исследования;
-обоснованность и аргументированность сделанных выводов;
- оформление работы и язык изложения;
- содержание заслушанного доклада;
- качество презентации выпускной работы;
-полнота и аргументированность ответов студента на замечания рецензента и вопросы, заданные при обсуждении работы.