Понятие о восприятии. свойства, виды зрительного восприятия.
Восприятие - формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это системный процесс (т.е. связь с другими психическими функциями), выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (т.е. рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира).
СИСТЕМНОСТЬ восприятия и образа обеспечивается комплексом ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
уровни психического отражения | перцептивные действия |
1. На базовом сенсорно-перцептивном уровне формируются первичные образы (ощущения разных модальностей). | Обнаружение—субъект может лишь ответить, есть ли стимул |
2. Первичные образы, сохраняясь в памяти, становятся вторичными (представлениями), концентрируют информативные признаки объектов, т.е. становятся эталонами. | Различение, или собственно восприятие. Конечный результат — формирование перцептивного образа - эталона. |
3. Речемыслительный уровень отражения связан с формированием понятий и оперированием знаковыми системами. | Идентификация-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. |
Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы - совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия
Двигательные компоненты процесса восприятия подстраивают работу перцептивных систем к характеристикам объекта (движение руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающие контур воспринимаемого предмета).
// системный образ включает три уровня психического отражения и выполняет РЕГУЛИРУЮЩИЕ функции при условии соединения чувственных данных с РАЦИОНАЛЬНЫМИ (их интерпретация, категоризация).
// В акте проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности .
Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.
// овладение перцептивными действиями требует обучения и практики.
.
Развитие высших форм восприятия связано с формированием его свойств. В соответствии с концепцией Выготского, качества восприятия формируются во взаимосвязи с:
s созреванием структур мозга
s созреванием другими психическими функциями,
s индивидуальным опытом ребенка
s культурным и образовательным уровнем социальной среды
Свойства зрительного восприятия
ПРЕДМЕТНОСТЬ - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - выделение определенных объектов и явлений среди их многообразия; зависимость от внимания, интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.
ЦЕЛОСТНОСТЬ - формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений
СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обусловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них.
КОНСТАНТНОСТЬ - относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта, определяющее способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентации, местоположения, движения и других переменных факторов.
АППЕРЦЕПЦИЯ - процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; восприятие опосредовано прошлым опытом человека, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому.
АНТИЦИПАЦИЯ (предвосхищение) - качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ - понимание сущности и определенного значения объекта, его отношения к другим объектам
ОБОБЩЕННОСТЬ - абстрагирование от случайных признаков, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории (классу объектов). Восприятие взаимосвязано с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез).
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих
Четкая и устойчивая фиксация взгляда обоих глаз наступает у детей 3-хмесяч возраста. к концу 3 месяца он начинает выделять зрительно распознаваемые признаки предметов.
Перемещение взгляда за движущимися объектами формируется, в возрасте от 3-5 месяцев.
В 3-4 месяца зрячий ребенок способен заранее организовывать свое поведение в соответствии с предстоящей деятельностью - предвосхищающее сосание.
Слепой ребенок до 5-6 месяцев не способен выделить из комплекса впечатлений от окружающего мира единичные раздражители, и поэтому ориентируется на комплексы раздражителей.
В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование, зрения настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций не влекут за собой изменения типа восприятия: наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.
Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже), когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожный и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.
Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии.
Æ НО редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия; нарушается его целостность.
Æ Скорость и правильность зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих зависят
- в первую очередь от остроты зрения.
- от характера заболевания - наиболее низкая скорость при поражениях нейрозрительных путей
Æ затруднения образования временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений.
Æ Адекватность образов слепых и слабовидящих подтверждается. наблюдаются оптические иллюзии.
Æ скорость подвержена более резким колебаниям.
Æ Снижение тонкости зрительных дифференцировок проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов, причем полнота и точность восприятия, так же как и скорость, зависят от остроты зрения.
Æ Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубинности пространства.