Тема 5. Нравственная культура государственного служащего как субъекта управления
Понятие нравственной культуры. Нравственная культура как качественная характеристика моральной зрелости личности, результат ее духовного развития. «Духовно-теоретическое» ядро нравственной культуры – моральные знания, ценности и нормы. Основные элементы нравственной культуры.
Культура нравственного сознания как ценностно-ориентирующий и программирующий уровень нравственной культуры. Знание моральных требований общества, нравственного опыта предыдущих поколений. Способность сознательно обосновать цели и средства нравственной деятельности.
Культура нравственных чувств. Богатство эмоциональной сферы, способность к сочувствию и сопереживанию. Наличие таких социальных чувств, как коллективизм, патриотизм, гуманизм и т.д.
Культура нравственного поведения как объективный показатель культуры нравственного сознания и нравственных чувств, характеристика способности к выбору и практической деятельности.
Нравственная культура личности как диалектическое единство сознания и поведения, гармония знания моральных требований и их воплощения в поступках.
Способность личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять целенаправленное поведение, характеризующееся гармоническим соответствием личных и общественных интересов, - проявление нравственной культуры.
Понятие моральной надежности личности как усвоение всех элементов нравственной культуры. Роль разнообразных факторов – жизненного опыта и воспитания, этического просвещения и искусства – в аккумулировании личностью в своем сознании и поведении нравственной культуры общества. Нравственная культура личности как освоенный опыт человечества, помогающий поступать нравственно в традиционных ситуациях. Роль творческих элементов сознания – нравственного разума, интуиции – в принятии морального решения в проблемных ситуациях.
Уровни и характеристики индивидуальной нравственной культуры. Низкий уровень нравственной культуры (человек не обладает элементарными моральными знаниями, нарушает общепринятые нравственные нормы). «Мозаичная культура» (отрывочные моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершенными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.). Рациональный тип нравственной культуры (вербальное усвоение моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необходимости). Эмоционально-экспрессивная нравственная культура (человек приобретает обостренное нравственное чувство добра и зла, справедливости и несправедливости, но ему не хватает воли для их реализации). Высокая нравственная культура (глубокие этические знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием).
Высокая нравственная культура – необходимое условие эффективности управленческого труда. Нравственная культура и профессионализм государственного служащего. Безнравственность бюрократизма и профессионального дилетантства. Борьба с бюрократизмом и искоренение дилетантства в управленческой сфере как нравственная проблема
Повышение нравственной культуры административных работников – актуальная задача системы государственного и муниципального управления. Нравственное самосовершенствование государственного служащего.
Тема 6. Профессиональная этика госслужащего:
основные понятия и принципы.
Понятие о профессиональной этике как о специфических требованиях нравственности, связанных с особенностями различных профессий. Ее отличие от «корпоративной морали». Связь профессиональной этики с общими принципами морали. Традиционные системы профессиональной этики: врача, юриста, учителя, ученого, журналиста.
Административная этика как система этических знаний, принципов и норм поведения государственных служащих
Основные компоненты профессиональной этики государственного служащего: ценности (убеждения, отношение к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, ответственность и др.); стандарты и нормы (законы, кодексы, правила); внешняя среда (политические, социальные, культурные условия деятельности госслужащих); поведение (различные формы деятельности госслужащего, ориентированные на ценности данного общества в рамках определенных стандартов и норм).
Специфические требования к государственным служащим: преданность высшим моральным требованиям и государству; служение общественным интересам; уважение Конституции и закона; поддержание этических ценностей, принципов и норм в системе госслужбы; стремление к профессиональному мастерству; проявление личных высокоморальных качеств.
Требование уважения к личности, признание ее достоинства, а также деловитости, компетентности, добросовестности, честности, глубокой порядочности - основа профессиональной этики государственного служащего. Недопустимость в партнерских взаимоотношениях госслужащих тщеславия, высокомерия, завистливости, зазнайства, ханжества, черствости, равнодушия, высокомерия по отношению к подчиненным и лести, подхалимства по отношению к вышестоящим лицам.
Моральный авторитет личности госслужащего. Факторы, формирующие авторитет госслужащего в его партнерских взаимоотношениях с коллегами: убежденность, единство слова и дела, развитое чувство долга, готовность прийти на помощь, выручить, порядочность, честность, сорадость успехам коллеги и сочувствие его неудачам.
Нравственно-психологический климат в учреждении. Создание атмосферы доброжелательности, доверия в трудовом коллективе, помогающей в реализации социального «Я» каждого сотрудника.
Отношение к профессиональным ошибкам как нравственная проблема. Этические аспекты критики профессиональных ошибок. Лояльное отношение к мелким оплошностям подчиненных.