Тест смысложизненных ориентаций
(Д.А. Леонтьев)
Цель: изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности.
Инструкция. Вам предлагается сделать выбор в 20 пунктах. Каждый пункт данного опросника содержит в себе два противоположных по смыслу высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и:
1) выберите то, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности;
2) оцените в баллах степень выраженности выбранного высказывания в вашей жизнедеятельности:
3 балла – всегда;
2 балла – в большинстве случаев;
1 балл – редко;
0 баллов – оба высказывания проявляются в одинаковой степени.
1. а) Обычно мне очень скучно.
б) Обычно я полон энергии.
2. а) Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
б) Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. а) В жизни я не имею определённых целей и намерений.
б) В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4. а) Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.
б) Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремлённой.
5. а) Каждый день кажется мне всегда новым и не похожим на другие.
б) Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. а) Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.
б) Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. а) Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.
б) Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. а) Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.
б) Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
9. а) Моя жизнь пуста и неинтересна.
б) Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. а) Если бы мне пришлось сейчас подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
б) Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. а) Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
б) Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь ещё раз так же, как живу сейчас.
12. а) Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
б) Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. а) Я человек очень обязательный.
б) Я человек совсем не обязательный.
14. а) Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
б) Я полагаю, что человек лишён возможности выбирать жизненный путь из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
15. а) Я определённо могу назвать себя целеустремлённым человеком.
б) Я не могу назвать себя целеустремлённым человеком.
16. а) В жизни я ещё не нашёл своего призвания и ясных целей.
б) В жизни я нашёл своё призвание и цели.
17. а) Мои жизненные взгляды ещё не определились.
б) Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. а) Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
б) Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. а) Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею.
б) Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними обстоятельствами.
20. а) Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.
б) Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности.
Обработка результатов.Для подсчёта баллов необходимо в каждом из 20 пунктов ответы перевести в баллы:
1) если вы поставили цифру 0, то в любом пункте он равен 4 баллам.
2) в пунктах 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17, если у вас ответ
«а», то 1=3, 2=2, 3=1; если ответ «б», то 1=5, 2=6, 3=7.
3) в пунктах 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20, если у вас ответ
«а», то 1=7, 2=6, 3=5; если ответ «б», то 1=3, 2=2, 3=1.
Посчитайте сумму баллов по каждой шкале:
1. «Цели в жизни»:3, 4, 10, 16, 17, 18;
2. «Процесс жизни»: 1, 2, 4, 5, 7, 9;
3. «Результативность жизни»: 8, 9, 10, 12, 20;
4. «Локус контроля – Я»: 1, 15, 16, 19;
5. «Локус контроля – жизнь»: 7, 10, 11, 14, 18, 19;
6. «Общий показатель осмысленности жизни»: сумма баллов по всем пунктам теста.
В таблице приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю ОЖ и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет. Ваш результат считается нормальным, если он попадает в нормальный промежуток, указанный в таблице:
Шкалы | Мужчины | Женщины |
1. «Цели в жизни» | 32,9±5,9 | 29,4±6,2 |
2. «Процесс жизни» | 31,1±4,4 | 28,8±6,1 |
3. «Результат» | 25,5±4,3 | 23,3±4,9 |
4. «Локус контроля – Я» | 21,1±3,9 | 18,6±4,3 |
5. «Локус контроля – жизнь» | 30,1±5,8 | 28,7±6,1 |
6. «Общий показатель осмысленности жизни» | 103,1±15,0 | 95,8±16,5 |
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого в будущем целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днём. Относительно высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам данного теста.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днём. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; однако, при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого всё в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроль – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Тест «Исследование уровня самоактуализации личности»
(Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская)
Цель:определение степени самоактуализации личности на основе самоанализа.
Инструкция. Вам предлагается тест-опросник, состоящий из 126 пар утверждений (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и выберите то, которое больше вам нравится или в большей степени соответствует вашей точке зрения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.
1. а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
2. а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
3. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
б) Мне кажется, что человек имеет мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
4. а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
5. а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
6. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, только это гарантирует успех.
б) В сложных ситуациях надо искать принципиально новые решения.
7. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
б) Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.
8. а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.
б) Мне приятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.
9. а) Я не могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.
б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.
10. а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «набрасываться» на людей.
б) Я никогда не бываю настолько зол, чтобы мне хотелось «набрасываться» на людей.
11. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.
б) Мне кажется, что моё будущее сулит мне мало хорошего.
12. а) Человек должен оставаться честным во всём и всегда.
б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.
13. а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность их ребенка, даже если её удовлетворение может иметь отрицательные последствия.
б) Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.
14. а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
б) У меня не возникает потребности в обосновании тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
15. а) Я всячески стараюсь избегать огорчений.
б) Я не считаю необходимым для себя избегать огорчений.
16. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
17. а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто полезное, за что люди были бы мне благодарны.
б) Я хотел бы совершить нечто полезное, за что люди были бы мне благодарны, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.
18. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.
б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.
19. а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с близкими.
б) Я стараюсь не говорить и не делать того, что может грозить осложнениями в отношениях с близкими.
20. а) Люди, которые проявляют живой интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.
б) Люди, которые проявляют живой интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня симпатию.
21. а) Мне не нравиться, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.
б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.
22. а) Я часто задумываюсь о том, правильно ли я себя вёл в тех или иных ситуациях.
б) Я редко задумываюсь о том, правильно ли я себя вёл в тех или иных ситуациях.
23. а) Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
24. а) Главное в нашей жизни − творить, создавать что-либо новое.
б) Главное в нашей жизни − приносить пользу людям.
25. а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, у женщин − традиционно женские.
б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские черты характера.
26. а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.
б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.
27. а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.
б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы.
28. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня близкие друзья.
б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня близкие друзья.
29. а) Я уверен в себе.
б) Я не уверен в себе.
30. а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.
б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.
31. а) Я никогда не сплетничаю.
б) Иногда мне приятно посплетничать.
32. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.
б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
33. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.
б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.
34. а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.
б) Мне всегда удаётся быть искренним, когда мне этого хочется.
35. а) Меня редко беспокоит чувство вины.
б) Меня часто беспокоит чувство вины.
36. а) Я чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
б) Я не чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
37. а) Мне кажется, что каждому человеку необходимо иметь представление об основных законах физики.
б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знаний основных законов физики.
38. а) Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать время даром».
б) Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать время даром».
39. а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.
б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.
40. а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент нет ничего значительного.
б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент нет ничего значительного.
41. а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».
б) Я не оставляю приятного «на потом».
42. а) Я часто принимаю спонтанные решения.
б) Я редко принимаю спонтанные решения.
43. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.
б) Я стараюсь открыто не выражать своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.
44. а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.
б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.
45. а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.
б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.
46. а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими своё недовольство ими.
б) Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать своё недовольство ими.
47. а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
48. а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для данного ученого.
б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
49. а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.
б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.
50. а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.
б) Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.
51. а) Я постоянно стремлюсь к самоусовершенствованию.
б) Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.
52. а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.
б) Достижение счастья − главная цель человеческих отношений.
53. а) Мне кажется, что я вполне могу доверять своим собственным оценкам.
б) Мне кажется, что я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам.
54. а) При необходимости человек может достаточно легко освободиться от своих привычек.
б) Человеку крайне трудно освободиться от своих привычек.
55. а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.
б) Мои чувства никогда не приводят меня в недоумение.
56. а) В некоторых случаях я считаю себя в праве дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
б) Я никогда не считаю себя в праве дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
57. а) О том, насколько счастливо складываются отношения между людьми, можно судить, наблюдая со стороны.
б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.
58. а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.
б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.
59. а) Я часто увлечен своей работой.
б) Я не могу сказать, что я увлечен своей работой.
60. а) Я недоволен своим прошлым.
б) Я доволен своим прошлым.
61. а) Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
62. а) Существует очень мало ситуаций, в которых я могу позволить себе дурачиться.
б) Существует множество ситуаций, в которых я могу позволить себе дурачиться.
63. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.
б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.
64. а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
65. а) По возможности я стараюсь делать то, что ждут окружающие.
б) Обычно я не задумываюсь над тем, соответствует ли моё поведение тому чего от меня ждут окружающие.
66. а) Интерес к самому себе всегда необходим для человека.
б) Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
67. а) Иногда я боюсь быть самим собой.
б) Я никогда не боюсь быть самим собой.
68. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
б) Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
69. а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах.
б) Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.
70. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
б) Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.
71. а) Человек должен раскаиваться в своих поступках.
б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.
72. а) Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.
б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.
73. а) В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хочу сам.
б) В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хотят окружающие.
74. а) Я стараюсь никогда не быть «белой вороной».
б) Я позволяю себе быть «белой вороной».
75. а) Когда я нравлюсь себе сам, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.
б) Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
76. а) моё прошлое в значительной степени определяет моё будущее.
б) моё прошлое очень слабо определяет моё будущее.
77. а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
78. а) Усилия и затраты, которые требуют познание истины, стоят того, так как они приносят пользу людям.
б) Усилия и затраты, которые требуют познание истины, стоят того, так как они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.
79. а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
б) Мне неважно, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
80. а) Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
81. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.
б) Пожалуй, я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.
82. а) Довольно часто мне бывает скучно.
б) Мне никогда не бывает скучно.
83. а) Я часто проявляю своё расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.
б) Я редко проявляю своё расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.
84. а) Я легко принимаю рискованные решения.
б) Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.
85. а) Я стараюсь во всём и всегда поступать честно.
б) Иногда я считаю возможным мошенничать.
86. а) Я готов примириться со своими ошибками.
б) Мне трудно примириться со своими ошибками.
87. а) Если я делаю что-то исключительно в своих собственных интересах, то это, обычно, вызывает у меня чувство вины, даже если мои действия никому не вредят.
б) Я никогда не испытываю чувство вины, если что-то делаю исключительно для себя.
88. а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, как у взрослых.
б) Детям не обязательно сознавать, что у них нет тех прав и привилегий, как у взрослых.
89. а) Я хорошо понимаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
б) Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
90. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.
б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
91. а) Прошлое, настоящее, будущее представляются мне единым целым.
б) Моё настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.
92. а) Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами.
б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.
93. а) Бывает, что мне нравятся люди, чьё поведение я не одобряю.
б) Я предпочитаю не общаться с людьми, чьё поведение я не одобряю.
94. а) Людям от природы свойственно понимать друг друга.
б) По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.
95. а) Мне никогда не нравятся «сальные» шутки.
б) Мне иногда нравятся «сальные» шутки.
96. а) Меня любят потому, что я сам способен любить.
б) Меня любят потому, что моё поведение вызывает любовь ко мне.
97. а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.
б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.
98. а) Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.
б) Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.
99. а) Защищая собственные интересы, люди обычно игнорируют интересы окружающих.
б) Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.
100. а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
101. а) Я считаю, что способность к творчеству − природное свойство человека.
б) Я считаю, что далеко не все люди одарены природной способностью к творчеству.
102. а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в том, что я делаю.
б) Я часто расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в том, что я делаю.
103. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.
б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
104. а) Мне легко смириться со своими слабостями.
б) Мне трудно смириться со своими слабостями.
105. а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.
б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.
106. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
107. а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо.
б) Человек должен стараться заниматься только тем, чем ему интересно.
108. а) Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
б) Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
109. а) Иногда я не против того, когда мной командуют.
б) Мне никогда не нравится, когда мной командуют.
110. а) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.
б) Мне нелегко обнаружить свои слабости перед друзьями.
111. а) Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
б) Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
112. а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.
б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.
113. а) О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.
б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.
114. а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
115. а) Люди иногда раздражают меня.
б) Люди редко раздражают меня.
116. а) Моё чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.
б) Моё чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
117. а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.
б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.
118. а) Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.
б) Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.
119. а) Бывает, что я стыжусь своих чувств.
б) Я никогда не стыжусь своих чувств.
120. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах.
б) Мне не нравится участвовать в жарких спорах.
121. а) Я не располагаю временем, чтобы следить за новыми событиями в мире искусства и литературы.
б) Я постоянно слежу за новыми событиями в мире искусства и литературы.
122. а) Мне всегда удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
б) Мне не часто удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
123. а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.
б) Я не руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.
124. а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определёнными знаниями в этой области.
б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью человеку не обязательно обладать определёнными знаниями в этой области.
125. а) Я боюсь неудач.
б) Я не боюсь неудач.
126. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.
б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.
Обработка результатов.Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале:
1. Шкала «Ориентация во времени»: 11а, 16б, 18б, 21а, 28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б.
2. Шкала «Поддержка» или «Опора на себя»: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47а, 49б, 74б, 75б, 77а, 79б, 80а, 81а, 83а, 85б, 86а, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 111б, 113а, 114а, 115а, 116а, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б.
3. Шкала «Ценностные ориентации»:17а, 29а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59б, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а.
4. Шкала «Гибкость поведения»: 3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б.
5. Шкала «Сензитивность к себе»: 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а.
6. Шкала «Спонтанность»: 5б, 14б, 15б, 25б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а.
7. Шкала «Самоуважение»: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а.
8. Шкала «Самопринятие»: 1б, 8а, 14б, 22б, 31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б, 104а, 105б, 106б, 110а, 111б, 116б, 125б.
9. Шкала «Взгляд на природу человека»: 23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а.
10. Шкала «Синергичность»: 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а.
11. Шкала «Принятие агрессии»: 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а.
12. Шкала «Контактность»: 5б, 7б, 17а, 26б, 33б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б.
13. Шкала «Познавательные потребности»: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а, 107б, 121б.
14. Шкала «Креативность»: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б.
При подсчёте вы получили «сырые» баллы по каждой шкале. Переведите «сырые» баллы в Т-баллы по следующей шкале:
Номера шкал теста |
Интерпретация производится в соответствии со следующими нормами:
70 и более Т-баллов – зона псевдосамоактуализация;
55-70 Т-баллов – диапазон самоактуализации (высокий уровень);
45-55 Т-баллов − психическая и статистическая норма;
менее 45 Т-баллов − характерно в основном для лиц с психическими нарушениями (неврозы, депрессии и т.д.) (низкий уровень).
Базовые шкалы
1. Шкала «Ориентация во времени» отражает степень правильности ориентированности человека во времени.
Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Самоактуализирующаяся личность правильно ориентирована во времени, рассматривая его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Она не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живёт в настоящем, воспринимая его в единстве с прошлым и будущим. Человек, «ориентированный» во времени, отличается от несамоактуализирующейся личности тем, что менее обременен чувством вины, сожаления, обиды, идущими от прошлого. Его надежды разумно связаны с действующими в настоящее время целями. Его вера в будущее лишена ригидных или идеалистических целей.
Человек с низким уровнем самоактуализации (низкий балл по шкале) ориентирован лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Такая личность не соотносит прошлое и будущее с настоящим, кроме того, она может ориентироваться только на будущее или на настоящее, то есть её цели не связаны с текущей деятельностью, а её прошлый опыт мало влияет на поведение. Эмпирические исследования свидетельствуют о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития. Человек либо живёт прошлым, его мучает раскаяние за совершённые проступки, воспоминания о нанесённых ему обидах, он испытывает постоянные угрызения совести, либо живёт будущим, строит недостижимые планы, надежды, ставит перед собой нереальные цели. Обычно он считает, что идеалы и цели в этом случае могут являться средствами, с помощью которых удовлетворяются потребности в привязанности, любви, признании, восхищении. Человек тешит своё тщеславие, удовлетворяя в воображении свои желания и цели. Считается, что нереальные цели возникают у человека, когда он не способен принять себя таким, каков он есть в действительности. Стремясь к идеалистическим, неосуществимым целям, индивид превращает свою жизнь в ад. Это задерживает естественное развитие личности и способствует возникновению в человеке чувства неполноценности. Людям, живущим преимущественно будущим, обычно присущ страх за свою жизнь.
Самоактуализирующаяся личность один час из каждых девяти часов существует во времени некомпетентным образом. Средняя («нормальная») личность – один час из шести, а несамоактуализирующаяся – один из трёх.
2. Шкала «Поддержка» или «Опора на себя»измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Этот параметр описывает направленность личности на себя и направленность на других, то есть руководствуется ли в жизни человек своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т.д.
Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по шкале) направляется «изнутри», обладает внутренней поддержкой, руководствуется в основном интериоризованными принципами и мотивацией, мало подвержена внешнему влиянию, свободна в выборе, неконформна. Для самоактуализирующейся личности характерно определённое соотношение «ориентации на себя и на других». До определённой степени она чувствительна к одобрению, привязанности и хорошему отношению людей, но гораздо меньше, чем личность, направленная только на других. Она свободна, но её свобода не является результатом борьбы с другими. Самоактуализирующаяся личность в своих поступках опирается на собственные чувства и мысли, критически воспринимает воздействие внешних сил и творчески расширяет немногочисленные первоначальные принципы, которые являются для неё руководящими. Самоактуализирующаяся личность стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Такая личность в трех случаях из четырёх руководствуется своей собственной внутренней мотивацией, не подвержена внешнему влиянию, свободна в своём естественном выборе.
Несамоактуализирующаяся личность (низкий балл по шкале) направляется «извне», то есть обладает внешней поддержкой, в большей степени подвержена влиянию внешних сил; её поведение больше ориентировано на мнение других, а не на своё собственное; одобрение других людей становится высшей целью. Такого человека характеризует навязчивая, ненасытная потребность в привязанности, в уверенности, что его любят. Такая личность зависима, комформна, несомостоятельна, обладает внешним локусом контроля.
Дополнительные шкалы
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных её аспектов.
3. Шкала «Ценностные ориентации»измеряет, в какой степени человек разделяет Ценности присущие самоактуализирующейся личности и руководствуется ими (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации!). Высокий балл по шкале означает, что человек придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности. Низкий балл означает, что человек отвергает эти принципы.
4. Шкала «Гибкость поведения» диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость поведения в различных ситуациях, гибкость применения стандартных оценок, принципов. Высокий балл отражает способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость, разумность в применении некоторых стандартных принципов. Низкий балл означает догматизм, проявляющийся в том, что несамоактуализирующаяся личность очень жестко придерживается общих принципов. Шкалы 3 и 4, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
5. Шкала «Сензитивность к себе» определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их. Высокая степень означает высокую, по сравнению с другими, чувствительность к собственным переживаниям и потребностям. Низкая оценка предполагает бесчувственность.
6. Шкала «Спонтанность» измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства ли быть самим собой. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Низкий балл означает, что человек опасается открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Шкалы 5 и 6 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
7. Шкала «Самоуважение» диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них и за свою силу. Высокая оценка означает, что самоактуализирующаяся личность принимает себя такой, какая она есть – со всеми своими недостатками и слабостями.
8. Шкала «Самопринятие» регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним и своей слабости. Высокая оценка означает, что самоактуализирующаяся личность принимает себя такой, как она есть, – со всеми своими недостатками и слабостями. Труднее достичь «принятия себя», чем самоуважения. Актуализация собственной личности требует и того, и другого. Эти две характеристики можно отнести к «восприятию себя». Шкалы 7 и 8 составляют блок самопринятия.
9. Шкала «Взгляд на природу человека» оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности-женственности, рациональности-эмоциональности и т.п. антагонистическими и непреодолимыми. Самоактуализирующаяся личность считает, что в природе человека торжествует добро, хотя ей свойственны такие противоположности, как добро и зло, бескорыстие и корыстолюбие, бесчувственность и чувствительность. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим, что зло – самое характерное для природы человека.
10. Шкала «Синергичность»измеряет способность к целостному восприятию мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, эгоизм и бескорыстие, любовь и похоть, телесное и духовное и др. не являются антагонистическими. Высокая оценка означает способность человека осмысленно связывать противоречивые жизненные явления. Низкий результат означает, что жизненные противоречия воспринимаются им как антагонистические. Шкалы 9 и 10 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.
11. Шкала «Принятие агрессии» измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы и могут проявляться в межличностных контактах. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения. При низком уровне самоактуализации человек обычно старается скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить её в себе.
12. Шкала «Контактность» характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению. Самоактуализирующаяся личность (высокий балл) может легко и быстро вступать в контакт, но её отношения с людьми не являются поверхностными, она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких, её отношения с людьми полны смысла и доброжелательности. Низкий балл – трудности в общении. Шкалы 11 и 12 составляют блок межличностной чувствительности.
13. Шкала «Познавательные потребности» определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Высокий балл предполагает, что у самоактуализирующейся личности развиты такая направленность и соответствующие способности, а у несамоактуализирующейся личности (низкий балл) они выражены очень слабо.
14. Шкала «Креативность» характеризует выраженность творческой направленности личности. Высокие баллы свидетельствуют о развитой творческой направленности личности, низкие – о слабом творческом потенциале. Шкалы 13 и 14 составляют блок отношения к познанию, отражающий уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.