ТЕМА-3 Структура нарушенного развития
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
по курсу «Специальная психология»
Для самостоятельной работы студентов ЗФО в межсессионный период
Пояснение.
Обязательные задания для самостоятельной работы студентов.
Содержание выполненных заданий обсуждается в ходе семинарских занятий по дисциплине в период следующей сессии.
По результатам работы на семинарских занятиях студенты получают зачет.
Инструкция.
1. Основной источник учебной литературы – учебник В.М. Сорокин «Специальная психология». Дополнительно (к теме-2) используйте учебник под ред. Л.В. Кузнецовой «Основы специальной психологии».
2. Подготовьте ответы на все представленные ниже вопросы и задания. Подготовьтесь к их обсуждению на семинарских занятиях. Сделайте для себя краткие выписки (выборки, распечатки) с пояснением сути вопроса.
ТЕМА-1. Методы специальной психологии
Содержание самостоятельной работы по теме:
В-1
1. К какой группе принципов относят принцип системно – структурного подхода? В чем заключается его сущность?
2. Раскройте соотношение понятий «метод» и «методика» в специальной психологии.
3. Каковы особенности применения стандартизированных психодиагностических процедуры в специальной психологии?
В-2
1. К какой группе принципов относят принцип уровневого анализа? В чем заключается его сущность?
2. Перечислите и раскройте группы методов: общенаучные и собственно психологические.
3. Значение метода эксперимента в специальной психологии.
В-3
1. К какой группе принципов относят онтогенетический принцип? В чем заключается его сущность?
2. В чем заключаются проблемы использования конкретных экспериментальных методик в рамках специальной психологии?
3. Раскройте сущность формирующего эксперимента. В чем заключается особая значимость данного метода в специальной психологии?
В-4
1. К какой группе принципов относят сравнительный принцип? В чем заключается его сущность?
2. Наблюдение как метод специальной психологии и его своеобразие в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Виды наблюдения.
3. В чем заключается лонгитюдная стратегия использования метода формирующего эксперимента в специальной психологии?
В-5
1. К какой группе принципов относят динамический принцип? В чем заключается его сущность?
2. Раскройте понятие «научного метода».
3. Охарактеризуйте методы беседы, анкет и опросов в специальной психологии.
В-6
1. К какой группе принципов относят принцип комплексного подхода? В чем заключается его сущность?
2. Раскройте понятие методики как конкретной формы реализации метода.
3. В чем заключается особое значение анамнестического метода в специальной психологии?
В-7
1. К какой группе принципов относят принцип ориентации на качественный анализ полученных экспериментальных данных? В чем заключается его сущность?
2. В чем выражается соотношения констатирующего и формирующего эксперимента при определении зоны актуального и зоны ближайшего развития ребенка.
3. Охарактеризуйте конкретно – методологические принципы психологического изучения детей (по И.И. Мамайчук).
В-8
1. К какой группе принципов относят принцип целостного, системного изучения? В чем
заключается его сущность?
2. Метод эксперимента в специальной психологии. Виды эксперимента.
3. Охарактеризуйте общенаучных методы, используемые в специальной психологии
ТЕМА-2 Современные представления о природе и сущности отклоняющегося развития
Содержание самостоятельной работы по теме:
В-1
1. В специальной психологии «норма» это - …
2. Психическое развитие это -…
3. Соотношение обучения и развития заключается в том, что….
4. Отклоняющееся развитие это - …
В-2
1. Понятие «норма» принято подразделять на …
2. Спонтанное и целенаправленное развитие это -…
3. Взаимозависимость психического развития и деятельности заключается в том, что …
4. Дизонтогенез это - ….
В-3
1. Понятие «статистическая норма» это - …
2. Феномен развития с позиций различных подходов может рассматриваться как …
3. Взаимообусловленность общения и развития объясняется тем, что …
4. Аномальное развитие это -…
ТЕМА-3 Структура нарушенного развития
Содержание самостоятельной работы по теме:
В-1
1. Рассмотрите условия нормального развития по А.Р. Лурии – Г.М. Дульневу с точки зрения биологических и социальных факторов психического развития ребенка.
2. Охарактеризуйте эмпирическую классификацию отклоняющегося развития Т.А. Власовой и М.С. Певзнер.
В-2
1. Охарактеризуйте клиническую классификацию нарушений в развитии с позиций параметровдизонтогенеза В.В Лебединского.
2. Охарактеризуйте эмпирическую классификацию отклоняющегося развития В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова.
В-3
1. Каким образом соотносится классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского с клиническим подходом к классификации отклоняющегося развития?
2. Охарактеризуйте эмпирическую классификацию отклоняющегося развития Г.Н. Коберника и В.Н. Синева.