Вопрос 5. психопрофилактика
Психопрофилактика – раздел общей профилактики, включающий мероприятия по обеспечению псих. здоровья и предупреждения возникновения и развития психических заболеваний.
Задачи психопрофилактики:
- предупреждение развития психических заболеваний
- снижение уровня нервно-психической заболеваемости
- проведение мероприятий по охране психического здоровья
- социальная и трудовая адаптация лиц, страдающих психическими расстройствами и заболеваниями.
При помощи психопрофилактических методов изучается изменение психического состояния человека в обычных бытовых условиях и в процессе трудовой деятельности.
Психопрофилактика тесно взаимосвязана с психогигиеной и подразделяется на индивидуальную и социальную, а также различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
1. первичной психопрофилактики относят ряд различных мероприятий, направленных на предупреждение развития психических заболеваний: выявление травмирующих психику факторов в быту, на работе, анализ существующих социально-психологических условий, комплекс мер по охране психического здоровья.
2. вторичной психопрофилактике относятся: диагностика и выявление психических изменений и заболеваний на самой ранней стадии развития, а также комплекс мер, способствующий выздоровлению.
3. третичной психопрофилактики относят предупреждение рецидивов психических недугов, а также социальная и трудовая реабилитация лиц, перенесших психические заболевания.
Психопрофилактические меры являются неотъемлемым элементом успешной и результативной трудовой деятельности человека, при соблюдении всех необходимых условий для нормального функционирования человеческой психики, при соблюдении требований психогигиены личность не только реализует свой творческий и рабочий потенциал, но еще и развивается.
При выполнении психопрофилактических мер, психологи используют все способы и варианты воздействия на человека: речь, музыку, игровые занятия и т.д.
Наряду с работой психолога, каждый человек должен также соблюдать нормы и требования психогигиены, а также проводить психопрофилактические меры. Прежде всего, для успешного функционирования психики должен соблюдаться режим дня, сохранятся соотношение сна и бодрствования, должен соблюдаться график рабочего времени и режим питания. Трудовая деятельность не должна быть тяжелой, изнуряющей, периодически должен быть отдых, смена обстановки. Соблюдение гигиенических правил и норм также является один их факторов для нормализации психического состояния человека.
Физическое состояние человека и его психическая деятельность тесно взаимосвязаны, стресс может стать причиной развития болезни, так же как и физическая болезнь может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека также является необходимой мерой психопрофилактики.
Вопрос 6. Психогигиена.
Психогигиена — отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.
Задачи:
1.распространение знаний о здоровье, ЗОЖ.
2. формирование навыков здорового поведения.
Уровни психогигиены:
1. Национальная психогигиена — осуществляемый институтами государства и общества комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Важнейшим направлением национальной психогигиены является государственная поддержка санитарного психогигиенического просвещения, повышение психологической компетентности граждан, распространение знаний о психологической помощи и самопомощи.
Инструменты: СМИ.
2. Организационная психогигиена (психогигиена на уровне организации). Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть работы с кадрами. Организации и соответствующие государственные органы могут и должны оказывать поддержку группам самопомощи лиц с одинаковыми проблемами (алкоголизм, никотинизм, одиночество, алкоголизм или наркомания у членов семей и т.д.).
3. Семейная психогигиена. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Семейное воспитание закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого члена семьи, давать незаменимую ничем другим эмоциональную поддержку. В задачи семейной психогигиены входит распространение знаний о закономерностях функционирования семьи, характере семейных отношений, общих правилах и конкретных приемах гармонизации семейной жизни, возможных превентивных мерах в отношении семейных конфликтов а также практическая помощь семьям, члены которых обращаются к специалистам.
4. Психогигиена личности. Это тот уровень психогигиены, на котором центральным объектом выступает отдельный человек, личность.
Психогигиена личности как практика — это совокупность действий, которые человек осуществляет своими силами (своими возможностям, личными стараниями и умениями).
Признаками психогигиенической компетентности личности являются:
1. Саногенные установки, отношение к здоровью как к ценности (самоценности), мотивация к сохранению здоровья.
2. Необходимые психологические знания, развитые умения и навыки укрепления психического здоровья и уменьшения негативных последствий психотравм.
3. Саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, освоение приемов саморегуляции и владения собой в трудных ситуациях.
4. Активность (практические действия) по оздоровлению, изменению образа жизни в саногенном направлении и поддержание такового.