Проблема формирования личности ребенка с недостатками речевого развития

Известно, что одной из общих закономерностей на­рушенного развития являются отклонения в формиро­вании личности. Трудности социальной адаптации та­ких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности.

Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные дан­ные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описа­ния носят фрагментарный характер. В связи с этим за­трудняется разработка индивидуальных программ пси­хологической коррекции и внедрение различных орга­низационных форм деятельности психолога в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной небла­гоприятных отношений в группе сверстников.

Ряд исследовательских работ по изучению особен­ностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи выпол­нен под руководством Г.В. Чиркиной (1996). Эти дан­ные существенно дополняют представления о взаимо­обусловленности речевых и коммуникативных умений. Выявленные авторами (Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева) особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтакси­ческого и композиционного характера) сочетались с на­рушениями коммуникативной функции, что вырази­лось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаин­тересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Большой интерес представляет исследование осо­бенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шо­лохова под руководством И.Ю. Левченко (2003). Авто­ры исследования (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) дока­зали, что личность ребенка с ОНР характеризуется спе­цифическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные на­рушения, проявления тревожности и агрессивности раз­ной степени выраженности.

В зависимости от уровня коммуникативных нару­шений и степени переживания речевого дефекта до­школьники с ОНР были разделены на три группы. Дети первой группы не демонстрировали переживания рече­вого дефекта, у них не отмечалось трудностей при рече­вом контакте. Они активно взаимодействовали со взрос­лыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения. У детей второй груп­пы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к обще­нию, на вопросы старались отвечать односложно, избе­гали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демон­стрировали умеренное переживание дефекта. У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были за­фиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции. (Примеры, ил­люстрирующие особенности детей трех групп, представ­лены в Прилож. 1.)

Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразви­тием речи, можно отметить, что не все аспекты психи­ческого развития детей с ОНР изучены в одинаковой степени. Наименее изученным является аспект лично­стного развития. Разработка этой проблемы будет спо­собствовать совершенствованию системы психолого-пе­дагогического сопровождения ребенка с речевыми на­рушениями, которая предполагает тесное профессио­нальное взаимодействие психологов и логопедов и дол­жна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации