Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения
Понятие моды. Мода относится к числу наиболее распространенных и динамичных явлений социально-психологического общения.
Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.
Мода — не только одна из специфических форм массового поведения людей, но и своеобразный социально-психологический механизм человеческого общения, придающий ему высокую подвижность, заряд разнообразия и перемен.
Природа непостоянства моды достаточно многогранна. Она связана как с переменами условий человеческой жизнедеятельности, особенно ростом предметно-производительной активности людей, так и с ростом их внутренних, социально-психологических потребностей.
Социальные факторы динамизма как специфического свойства моды.
Все, кто писал о моде, отмечают ее способность к изменениям, динамизм, постоянное стремление к новизне и мимолетность. Динамизм, ветреный характер моды был отмечен в свое время Вольтером, но касался мод высшего, аристократического общества. У крестьян были свои обычаи, свой традиционный наряд, а буржуазия еще мало подчинялась моде и только изредка подражала аристократии.
С ускорением изменений в социально-экономических условиях жизни, под влиянием социального и научно-технического прогресса происходит ускорение темпов изменения в самой моде. На это в свое время обратил внимание один из родоначальников немецкой социологии — Г. Зиммель.
С возникновением "нетерпеливого" темпа современной жизни, отмечал он, мода становится одновременно и началом, и концом, и новизной, и мимолетностью, "бытием и небытием", постоянно находясь на водоразделе прошлого и будущего. "Нечто одинаково новое и быстро распространившееся в жизненной практике не называют модой, если верят в его прочность и рациональную обоснованность; только тот назовет это модой, кто убежден, что данное явление так же исчезнет, как и пришло" [13, с. 42—43].
Исходя из положения о том, что мода оказывает влияние на экономическую жизнь и определяет потребление, В. Зомбарт показал воздействие моды на изменение формы потребления. "По отношению к экономической жизни, — писал он, — нужно принять во внимание главным образом два явления, неизбежно сопутствующие моде: 1) создаваемую ею изменчивость и вместе с тем 2) единообразие форм потребления, вызываемое, несомненно, всякой модой" [18, с. 336]. Исходя из этого, Зомбарт дает определение моды: всякое изменение вкусов, ведущее к преобразованию потребления в течение жизни одного поколения, есть "мода".
Эпохальные особенности моды. По Зомбарту, мода в буржуазном обществе в отличие от мод прежних эпох характеризуется тремя особенностями:
1) необозримое множество предметов потребления, подлежащее влиянию моды (это многообразие создается благодаря громадному обогащению мира товаров);
2) проявляющаяся лишь в наше время абсолютная всеобщность моды (сущность современной моды — охват всего культурного мира, не ограничиваемого никакими территориальными или сословными рамками);
3) бешеный темп изменчивости моды, вызванный конкуренцией предпринимателей, которые вынуждены ради своего успеха производить товары не лучше и дешевле, а в ином, измененном виде.
Современная мода, говорил Зомбарт, "любимейшее дитя капитализма" [18, с. 350] — она возникла из самой его сущности и выражает его самые характерные особенности. К характерным особенностям развитого капитализма Зомбарт относил: а) частую смену предметов спроса; б) ускорение, а вследствие этого и сокращение каждого отдельного акта пользования, когда происходит интенсификация удовлетворения потребностей; в) коллективизацию в удовлетворении спроса [19, с. 91—103].
По мнению Зомбарта, причина изменения привычек потребления кроется не столько в новой технике производства товаров и удешевлении их, сколько в изменении условий жизни. Вместе с видоизменением техники и внешних условий жизни выросло новое поколение людей, стремящихся даже в обстановке своей жизни выразить "неутомимость и беспокойство своего внутреннего "я". "Мы, — писал Зомбарт, — желаем перемен в предметах нашего потребления. Наши нервы раздражает, если мы принуждены видеть на себе и на окружающих нас все одно и то же платье. Людьми овладела потребность к переменам, которая нередко даже вырождается в грубость при обращении со своими старыми вещами" [18, с. 334].
Таким образом, ускорение хода экономических изменений, а вместе с ним и изменений в образе жизни людей сказывается, по Зомбарту, на психическом состоянии человека, создает потребность в постоянном обновлении предметной и духовной среды. А это, в свою очередь, опять ведет к ускорению и сокращению циклов производства и потребления материальной и духовной продукции.
Социально-психологические механизмы моды. Будучи универсальным механизмом массового общения мода вместе С тем сама подчиняется действию ряда социально-психологических механизмов коммуникативного поведения людей. Таких основных механизмов два — это уподобление и обособление.
Прежде всего, различие и даже противоположность названных выше двух типов влияния и отражения влияний в процессе общения — негативистского и конформистского — вовсе не означает, что в жизни они существуют в обособленном друг от друга виде. В ряде социально-психологических явлений, например в таких, как мода, они могут вполне уживаться. Действительно, что такое мода и каков ее социально-психологический механизм?
В моде реализуется механизм уподобления, идентификации людей, придерживающихся одной какой-либо моды. Стоит ли за этим только конформистский тип поведения личности, ее неспособность устоять перед диктатом и впечатляющей силой какого-то повального увлечения — это уже другой вопрос.
По-видимому, конформность личности — развитое в ней чувство не выделяться из других, быть такой же, как и все, и т. д. — объясняет лишь те случаи подчинения моде, когда последняя уже успела захватить значительные массы людей. А как быть в тех случаях, когда новая мода еще только зарождается? В таких случаях, вероятно, сильнее действует уже не столько механизм уподобления (быть таким же, как те немногие, которые отличаются от других), сколько механизм обособления, выделения себя из основной массы людей. Последний может проявляться как в совершенно стихийной, малоосознаваемой, так и более или менее отчетливо идейно-очерченной форме.
Примером первого могло служить битничество за рубежом. Манера неопрятно одеваться, не бриться, не причесываться, вести себя шумно, вызывающе являлась своеобразной формой стихийного и во многом бессознательного протеста части молодых людей капиталистических стран против социальной несправедливости, социальной неустроенности, отупляющего однообразия жизни и ее бесперспективности.
Но в моде есть не так уже мало места и для сознательного выбора форм поведения. Заразительность и подражание могут объяснить однообразие в манере одеваться, вести себя определенным образом. Однако этим не объяснишь, почему одни люди ориентируются только на моду в одежде, в то время как другие — на моду в духовной сфере (модная постановка, модный роман, даже модное направление в науке). Здесь, видимо, как раз и проявляется сознательный выбор человеком той или иной материальной или духовной ценности, на которую и стоило бы ориентироваться в первую очередь.
Противоречивость моды. Уже в действии отмеченных выше социально-психологических механизмов общения (уподобления и обособления) заложена противоречивая природа моды.
С одной стороны, мода, подобно привычке, обычаю и нравам, представляет собой определенный образец поведения, который обладает высокой степенью устойчивости и сопротивляемости в пределах своего существования. Мода обладает большой силой санкционирующего воздействия на поведение, вкусы и систему ценностей различных социальных групп. Мода, как и обычай, представляет собой определенный образец поведения в рамках социальной группы, нарушение которого вызывает негативные оценки.
Вместе с тем мода — достаточно динамичный феномен, который в отличие от более устойчивых образцов поведения, какими являются нравы и обычаи, не оформляется и не закрепятся сколько-нибудь надолго в качестве необходимого атрибута официальной структуры социальной организации.
Мода как форма нетрадиционного поведения. Мода является формой нетрадиционного поведения и первоначально всегда содержит в себе момент отрицания определенных эстетических и нравственных представлений, вкусов и обязанностей. Этот момент ассоциируется нередко со скрытым протестом против сложившихся социальных норм, господствующего образа мышления и институтов.
Однако, выступая в качестве способа выражения новых настроений, вкусов, веяний, потребностей человека в обновлении, мода никогда не бывает и не может быть по своей природе надежным и радикальным способом социального обновления в силу своей же природной консервативности.
Консерватизм моды. Мода консервативна прежде всего потому, что, возникнув и отрицая что-то в старом, она сама претендует на то, чтобы обрести авторитет непререкаемого стандарта, поощряющего лишь к воспроизведению заданного образца. И в этом суть "деспотизма" моды.
Другой источник природного консерватизма моды заключается в крайней ограниченности, локальности социальных масштабов всех модных нововведений. Мода потому и обретает широкий характер, что, удовлетворяя потребность в обновлении в разных областях, вместе с тем не требует от своих последователей сколько-нибудь серьезного изменения их образа жизни.
Иное дело революционные преобразования и действительные перевороты, глубоко обновляющие целые сферы духовной культуры человечества или всю систему социальных отношений.
Мода представляет собой лишь частичную смену внешних культурных форм. Между тем как действительно новые достижения культуры, которым принадлежит долгое будущее, не являются модой.
Следует, однако, отметить, что новые и бесспорные достижения человеческой мысли, науки и культуры могут на известных этапах своего внедрения в культурную сокровищницу человечества быть предметом моды. Такова судьба многих новейших направлений в науке: математического направления в физике, ядерной физики, кибернетики, социальной психологии и др., каждое из которых либо уже пережило, либо еще переживает это состояние.
Мода как способ социально-психологической защиты. Несмотря на свою внутреннюю противоречивость, мода несет в себе вполне целесообразную и несомненно полезную для человека роль средства или способа социально-психологической защиты от различных стрессогенных факторов социальной жизнедеятельности людей.
Будучи формой стандартизированного массового поведения, мода не противоречит потребностям индивида в психической стабилизации и средствах психической защиты от динамичности жизни, психической перегрузки впечатлениями и информацией.
Здесь она, подобно механизмам эмоционального торможения, стереотипизации и инерции психической деятельности, выступает в роли своеобразного фактора стабилизации человеческого образа жизни в бурном потоке разнообразия и изменений, порождаемых научно-технической революцией.
Защищая человека от психической нагрузки, мода сводит к стереотипу человеческое поведение, эмоции, вкусы. Беря готовый модный стандарт, мы не тратим время и энергию на "плавание" в океане новых вещей. Этим мода несет в себе и внушительный заряд деперсонификации.
Мода как стимулятор психической активности. Однако та же мода способна выступать и в противоположном качестве — стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразия в образе жизни человека. Для тех, кто может и хочет включиться в эту гонку за разнообразием, мода предоставляет целый набор различных вкусовых символов и характеристик.
Мода как универсальный социально-психологический механизм компенсации неудовлетворенных потребностей. Способность моды быть средством психической защиты личности лишь частный случай или одна из составляющих ее роли в качестве универсального социально-психологического механизма компенсации всего многообразия неудовлетворенных потребностей человека.
На эту роль моды указывали Ж.-Ж. Руссо, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Э. Богардус и др. Мода компенсирует неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности личности или социальной группы, выступая тем самым в качестве регулятора социальных потребностей. Г. Зиммель связывал, в частности, с этой функцией различное отношение мужчин и женщин к моде: нонконформизм первых и конформизм вторых. Особая приверженность к моде женщин и сравнительно безразличное отношение к моде мужчин обусловлены их различным социальным положением. "Исторические факты... — пишет Г. Зиммель, — позволяют видеть в моде как бы клапан, высвобождающий потребность женщины в некотором отличии и в личном возвышении, когда в других областях удовлетворение этой потребности им недоступно" [13, с. 49].
Мода как способ обновления жизненных впечатлений. Не менее значима и способность моды выступать в качестве фактора стимуляции психической жизнедеятельности человека.
В отличие от других механизмов психической стабилизации, мода выступает прежде всего как механизм компенсации неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности индивида в психической разрядке и обновлении жизненных впечатлений.
Действие системы психологических барьеров с их фильтрами торможения эмоций, стереотипами восприятия и инерцией переживаний обрекает часто человека на однообразие и монотонность жизненных впечатлений.
А повторяющееся воздействие одних и тех же раздражителей приводит к торможению соответствующих участков головного мозга. И мозг начинает требовать новых раздражителей, без чего невозможна его активная деятельность. Вводя в обиход массу новых раздражителей — в одежде, предметах быта, стиле поведения и др., — мода как бы прерывает поток однообразных жизненных впечатлений.
И тут уже зависит от самого человека, какая именно функция моды его больше всего устраивает: мода как способ защиты от стресса или мода как способ сделать свою жизнь "разнообразной".
Однако как стремление к разнообразию, так и внешне противоположное ему тяготение к стабильности в конечном итоге могут иметь одну общую основу, связанную с потребностью человека в защите, утверждении и проявлении своего Я. И если в одном случае способом сохранения самотождественности личности оказывается гонка за разнообразием, то в другом — средством психологической саморегуляции индивида в условиях неадекватных его натуре перемен оказывается приверженность к готовому стереотипу и шаблону.
Иными словами, как в первом, так и во втором случае речь идет о моде как способе самовыражения личности с учетом ее индивидуально-типологических особенностей.
Мода как способ самовыражения. Известно, что при огромном потенциале мозга к концу жизни человека реализуется лишь незначительная часть его творческих возможностей. Человек пока не научился в полной мере проявлять себя, и этот разрыв между тем, что ему дано природой, и тем, что он использовал из этого дара, становится нередко для него настоящей драмой. Последняя усугубляется научно-технической революцией, которая несет с собой унификацию, и стандартизацию производства, а как следствие, и некоторых сторон человеческого поведения, бытия.
Мода же позволяет человеку легко и просто выделиться. Достаточно необычно одеться — и вот на тебя уже обратили внимание. Тем самым мода компенсирует потребность индивида во внимании окружающих, в самовыражении, не требуя особых творческих усилий, и в этом смысле она весьма "демократична" как способ персонификации. Конечно, такой способ самовыражений — дешевый заменитель, суррогат.
Но почему же все-таки при всей своей суррогатности мода остается на вооружении индивида как способ самовыражения? А потому, что мода еще и престижна. Она нередко выступает чуть ли не как синоним "современности" человека.
Именно эти престижные соображения во многом объясняют тот факт, что в прошлом мода была в основном "женской" заботой. Ущемление гражданских прав, принижение социальной роли женщин требовали хотя бы частичной компенсации и находили ее в моде. Вычурная, капризная, яркая женская мода как бы содействовала повышению престижа женщины, по крайней мере в собственных глазах.
Теперь положение изменилось. Мужская мода ожила, "забеспокоилась", даже перекинулась на чужую территорию. И вот мы видим у мужчин длинные волосы, рубашки и галстуки столь ярких тонов, которые еще полвека назад считались исключительной прерогативой женщин.
Разумеется, мода — достаточно примитивный, суррогатный, хотя и весьма распространенный способ завоевания престижа, способ самовыражения.
Границы потенциала и возможностей моды. Несмотря на многообразие функций моды ее социально-психологической потенциал и возможности позитивного влияния на человека далеко не безграничны. Мода скорее сближает, чем выделяет человека из мира животных.
Установлено, что некоторым видам высокоорганизованных животных свойственно поведение, которое в какой-то степени напоминает "моду". Такая разновидность дельфинов, как афалины, отличается большим пристрастием к ношению на себе различных предметов. Вот как описывают поведение афалины по имени Игрунья ведущие научные наблюдения сотрудники батумского дельфинария: как то в шутку Игрунье повесили на хвост ярко-красный бант. Несколько часов она гордо носила украшение. Когда же узелок развязался, она перехватила ленточку плавником и двое суток носила ее, бережно прижимая к себе [20, с. 104]. Обезьянам тоже свойственно играть с предметами на зависть соплеменникам. Однако у них в этом проявляется действие механизма подражания, поскольку на длительное и серьезное увлечение новым предметом они не способны. Дельфины же в состоянии не только "наряжаться", но и длительное время дорожить своим украшением. "Модное" поведение дельфинов — проявление своеобразного стремления животных к игре. Игры и другие развлечения любых животных этологи рассматривают как своеобразную тренировку движений, которые они применяют при поиске и ловле добычи, защите от врагов и т. д. Трудно представить себе, какое практическое применение могли бы найти дельфины умению плыть, балансируя мячом на кончике носа, или увешиванию себя разноцветными тряпочками. Скорее всего, это делалось просто ради наслаждения самим процессом игры, ради удовольствия, получаемого от сознания собственной ловкости [20].
У человека мода выступает как своеобразный способ повышения самооценки и оценки в глазах окружающих, однако связь ее с факторами престижа становится все менее прочной. В наше время (и чем дальше, тем в большей степени) главным престижным фактором оказываются способности человека, его полезная деятельность. Не случайно по-настоящему талантливые люди были всегда равнодушны к причудам моды. Их потребности в обновлении, в самовыражении, в общественном престиже удовлетворялись в творчестве.
Сегодня уже в массе своей люди начинают понимать, чтс главный престижный фактор — общественно полезная деятельность, что ее невозможно имитировать, тем более иллюзорными символами моды.
Мода и образ жизни. Вместе с тем было бы ошибочно и недооценивать роль и значение моды как реального социально-психологического механизма замещения целого ряда существенных потребностей человека, возникающих в связи с развертыванием научно-технической революции. Эту функцию и роль моды как социально-психологического явления нельзя игнорировать и при решении практических задач, связанных с совершенствованием тех или иных сторон образа жизни человека.
Необходимость развития системы бытового обслуживания и массового потребления в нашем обществе потребовала и учета феномена моды.
Оперативное удовлетворение массового спроса с учетом моды и ее изменений является существенным фактором активизации человеческой жизнедеятельности, стимуляции эмоциональной энергии, а психическое состояние, настрой и душевный комфорт человека служат важным качественным показателем уровня жизни.
Но нельзя и преувеличивать позитивное значение и возможности моды как фактора оптимизации образа жизни.
Мода — суррогатный механизм замещения подлинных ценностей. В известном смысле мода альтернативна действительно творческой активности человека, направленной не на внешнее, а на более глубокое, внутреннее обновление условий его жизнедеятельности.
А то обстоятельство, что она может получить большое распространение как механизм обновления, вполне объяснимо тем, что мода не противоречит системе психологической защиты индивида с ее эмоциональным торможением, стереотипами и силой психической инерции.
Мода сама оказывается динамичной формой стереотипного поведения. Она позволяет человеку снять противоречие между инерцией переживаний прошлого опыта и необходимостью постоянного психологического включения в новый цикл жизненных ситуаций. Мода освобождает индивида от доминанты прошлого опыта и тем самым помогает ему овладеть механизмом оперативного переключения своего внимания и активности с одной ситуации на другую. Однако мода остается при этом всего лишь одним из механизмов компенсации потребности в действительном обновлении.
Хорошо согласуясь с механизмами разрядки, торможения, стереотипизации и инерции психических процессов, мода не является да и не может быть ни сколько-нибудь существенным способом самовыражения, самоутверждения человеческой индивидуальности, ни способом удовлетворения потребности в обновлении социальной среды. Она всего лишь суррогатный способ замещения этих потребностей индивида. Способ же, которым мода разрешает противоречие между доминантой прошлого опыта и требованиями сиюминутной ситуации, таит в себе опасность духовного оскудения и нивелирования личности.
Это делает необходимым поиск таких механизмов удовлетворения потребностей человека, связанных с научно-техническим прогрессом, которые лежат на путях реализации его духовного потенциала, совершенствования его способностей.
Возможен ли социальный контроль моды? Границы эффективности моды, ее в конечном итоге суррогатный характер в качестве средства замещения более полноценных человеческих потребностей, да и ее прямые, а иногда и опасные издержки — все это ставит социально-психологическую науку и практику перед серьезной проблемой контроля процесса модообразования.
Но если механизм моды столь сложен и многообразен, то может ли общество контролировать и регулировать как-либо приливы и отливы социальных увлечений, да и есть ли в этом какая-нибудь необходимость?
Такая необходимость, конечно, существует, если учесть то обстоятельство, что мода обладает большой силой санкционирующего, внушающего и впечатляющего воздействия и может проявляться к тому же во всех сферах жизни общества — в экономической, политической, бытовой и духовной. В связи с модой, например, на дамские сумочки из крокодильей, а затем и тюленьей кожи возникла серьезная опасность поголовного истребления ценных пород животных в определенных районах земного шара. Или другой, аналогичный пример. Несколько лет назад западноевропейская печать писала о серьезной опасности истребления леопардов: вследствие моды на шубы из шкуры этого зверя, возникшей из подражания известной киноактрисе Брижитт Бардо.
Под влиянием моды может расти или, наоборот, катастрофически падать спрос на те или иные виды легкой промышленности. Модой могут стать и политические устремления, увлечения и настроения людей. Свою печать мода может наложить и на отношение людей к науке. В 60-х годах, например, у нас было модно считаться социологом. В силу этого широкий круг людей, начиная от ученых различных специальностей (экономисты, юристы, историки и т. д.) и до работников транспорта, торговли, милиции и т. д., сплошь и рядом были склонны зачислять себя в разряд социологов только потому, что в своей деятельности так или иначе имеют дело с различным фактическим материалом, получаемым путем наблюдения, опроса или изучения статистических данных.
Поголовное увлечение социологией, превращение ее в моду, конечно, не представляло серьезной угрозы для науки. В этой моде была даже определенная польза, состоящая в том, что в атмосфере повышенного интереса к данной области знания более активно происходил процесс отбора и подготовки людей, действительно серьезно относящихся к данной науке. Кроме того, атмосфера всеобщей заинтересованности создавала благоприятные условия для роста авторитета науки и способствовала популяризации ее методов и их применению в практической деятельности общества.
Нельзя не учитывать полезности и той тяги к знаниям, того интереса к общественным дисциплинам и человеку, которыми сопровождалась данная мода. А создание такого умонастроения, когда критерием эффективности практической деятельности становился научный подход, соразмерение ответственных решений и всей социальной практики не со спекулятивными и субъективными соображениями того или иного администратора, а с конкретным эмпирическим материалом, — создание и распространение такого умонастроения как среди исполнителей, так и среди руководителей являлось важнейшим условием повышения эффективности всей практической деятельности общества.
Но данная мода могла создать и нередко создавала опасность легковесного отношения к самой науке.
Из всего сказанного вытекает необходимость контроля и по возможности влияния, а в какой-то мере и формирования моды как социально-психологического явления независимо от того, к каким бы сферам социальной практики она ни относилась.
Но можно ли управлять модой? Можно. Для этого нужно серьезно изучить ее механизм и найти эффективные средства социального контроля за процессом возникновения, изменения и развития моды. Это делается в области быта в той мере, в какой различные центры, дома и салоны мод улавливают определенную направленность изменения вкусов людей в тот или иной отрезок времени и, творчески осмыслив и переработав критически эти веяния, находят свои, новые, модели одежды, обуви, мебели, вплоть до оформления интерьера жилищных и служебных помещений и т. д.
Раздел шестой