Классы и подклассы эмоциональных процессов
В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся своими проявлениями, способами организации и закономерностями протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.
Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):
1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции
на эмоциональные стимулы);
2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в
работе эмоциональных систем);
3) эмоционально-личностные особенности (постоянные при
сущие человеку эмоциональные качества, определяющие его
поведение).
Широко распространен в отечественной психологии подход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются:
• аффекты — сильные и кратковременные переживания, со
провождаемые выраженными двигательными и висцеральны
ми проявлениями;
• собственно эмоции — более длительные переживания, име
ющие ситуативный и идеаторный характер;
Длительность
Большая
НАСТРОЕНИЕ |
ЧУВСТВО
Слабая |
ЭМОЦИЯ |
Сильная
Интенсивность
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН |
АФФЕКТ
Малая
Рис. 70. Сопоставление основных форм эмоционального реагирования по параметрам длительности и интенсивности
• чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возни
кающие в результате обобщения отдельных эмоций и имею
щие выраженный предметный характер.
Чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования, как:
• эмоциональный тон ощущений;
• аффекты;
• собственно эмоции;
• настроения;
• чувства.
Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой используются как синонимы.
Соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними существуют и важные качественные отличия.
Эмоциональный тон
Данная форма эмоционального реагирования выделяется не всеми исследователями, хотя уже в работах В. Вундта есть упоминание о «чувственном тоне» как простейшей форме эмоций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Следовательно, в результате контакта с окружающим миром человек получает информацию не только о свойствах объектов
и явлений, но и об эмоциональном значении тех или иных сенсорных раздражителей (неприятный вкус, резкий звук, яркий
свет и т. д.).
Более того, некоторые ученые (С. Herrick; К. Платонов) считают, что эмоции фило- и онтогенетически являются более ранней, чем ощущения, формой психического отражения. Такие примитивные эмоции тесно связаны с движениями, направленными на увеличение контакта с полезным объектом или на снижение контакта с вредным объектом. Согласно К. Платонову элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. Они являлись двумя элементарными переживаниями, в дальнейшем принявшими форму удовольствия и неудовольствия. В то же время эмоции явились той основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения, дающий субъективный образ объективного мира. С развитием ощущений эмоции также совершенствовались, но до сих пор продолжают оставаться полярными безобразными переживаниями.
Французский психолог А. Пьерон попытался количественно (правда, интуитивно, а не с помощью каких-то объективных измерений) определить соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых видов сенсорных воздействий (табл. 10). Так, согласно А. Пьерону в зрительных ощущениях доминирует познавательный компонент, а в болевых (укол, ожог) — эмоциональный.
Таблица 10
Соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых сенсорных модальностей (по А. Пьерону)
Коэффициент |
и
Познавательный компонент
Эмоциональный компонент
Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но и от вида воздействия в пределах одной модальности. Еще Э. Титченер отмечал, что ахроматические цве-
+ Удовольствие |
Увеличивающаяся интенсивность ощущения |
- Страдание |
Рис. 71. Зависимость знака эмоции от интенсивности сенсорного раздражителя (схема А. Леманна)
та (белый и черный) редко бывают приятными или неприятными, в то время как хроматические цвета обычно имеют выраженное аффективное значение. Например, красный цвет вызывает более сильное возбуждение, чем голубой цвет такой же яркости, что отражается в повышении систолического кровяного давления, изменении ритма дыхания, депрессии альфа-ритма в ЭЭГ и др.
Интенсивность раздражителя также является одним из существенных факторов, определяющих его эмоциональное значение. В. Вундт полагал, что едва заметное ощущение имеет предельно малую чувственную окраску. По мере увеличения интенсивности ощущения растет его положительная чувственная окраска, но, достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становится отрицательной. Теоретически выстроенная В. Вундтом кривая была подтверждена экспериментальными данными (рис. 71).
Существенное влияние на эмоциональную оценку раздражителя оказывает и внезапность его появления. Предметы, которые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызывают негативную эмоциональную реакцию.
Наибольшее значение эта форма эмоционального реагирования имеет в начальный период жизни индивида. Постепенно на ее основе формируются другие, более сложные эмоциональные образования.
Отличительными особенностями эмоционального тона являются:
• кратковременный характер;
• слабая интенсивность;
• врожденный характер;
• слабая осознаваемость.
Кратковременный характер. Длительность эмоционального тона ограничена временем непосредственного действия сенсорного раздражителя.
Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто определяют только как оттенок эмоционального переживания. Увеличение же интенсивности эмоционального тона приводит к появлению других форм эмоционального реагирования (аффектов, собственно эмоций).
Врожденный характер. Е.П. Ильин определяет эмоциональный тон ощущений как «низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия». Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональное реагирование на отдельные значимые воздействия (температурные, болевые, вкусовые и т. д.). По мнению П.В. Симонова, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора.
Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тесным, что часто трудно отграничить переживание приятного (неприятного) от вызвавшего его ощущения. Особенно это характерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие называют эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение вызывает сильное отрицательное переживание). Как следствие, ряд психологов высказывали предположение, что эмоциональный тон является одним из свойств (Т. Ци-ген) или даже особым видом (В. Витвицкий) ощущений. Н.Н. Ланге провел сравнительный анализ основных характеристик ощущения и эмоционального тона (табл. 11).
Эмоциональный тон ощущений, согласно Е.П. Ильину, выполняет три основные функции:
1) ориентировочную — сообщение организму, опасно или
нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него на
до избавиться;
2) обеспечение обратной связи — сообщение об удовлетво
рении или неудовлетворении имевшейся потребности;
3) необходимость проявления определенных видов поведе
ния до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организ
му результат.
Ощущение |
Таблица 11 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (no H.H.Ланге)
Нейтрально, безразлично |
Эмоциональный тон
Пристрастен: приятно/неприятно
Зависит от строения периферического органа ощущения |
Однороден, не зависит от строения органа ощущения
Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое) |
Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно
Является первичным и самостоятельным феноменом |
Не возникает самостоятельно, в его основе лежат ощущение, представление
Становится отчетливее ияснее, когда на него обращают внимание |
Присущи неясность и расплывчатость, при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает
Таким образом, эмоциональный тон — это простейшая, врожденная форма эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.
Аффект
Сильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.
Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Однако это не означает, что все аффекты представляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Аффективные реакции могут иметь и положительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так,
дошкольный возраст называют возрастом аффективности, поскольку в этот период большинство эмоциональных переживаний детей проявляется в бурной и кратковременной форме.
Также аффекты бывают стеническими (приводящими к агрессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепенение).
Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции:
1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индиви
дуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, диск
редитация ценностей и т. д.);
2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имею
щие повседневно травмирующий (протрагированный) харак
тер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению,
вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напря
жение.
Отдельные дополнительные воздействия на фоне причин эмоционального напряжения приводят к острым аффективным реакциям, которые по своей выраженности не соответствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.
Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями:
• кратковременным характером;
• значительной интенсивностью;
• взрывным характером;
• формированием доминанты;
• нарушением произвольности контроля поведения;
• большой экспрессивностью;
• выраженностью вегетативных проявлений;
• фазовостью протекания.
Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсивным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.
Значительная интенсивность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.
Взрывной характер. Для аффективных реакций характерно резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.
Формирование доминанты. Возникает временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры, вследствие чего аффект спо-
собен тормозить иные психические процессы и навязывать определенный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются подходящими. В целом для аффектов характерны усиленная деятельность подкорковых центров и проявление инстинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.
Нарушение произвольности контроля поведения. Такое нарушение может быть большим или меньшим в зависимости от силы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои действия из-за нарушения «опережающего отражения действительности» (П.К. Анохин) признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.
Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах («разрядка в действии», по С.Л. Рубинштейну) обусловлено освобождением подкорковых центров от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить:
• по типу гиперактивации — хаотичные движения;
• по типу гипоактивации — торможение, ступор.
Выраженность вегетативных проявлений. Нарушение ритма
дыхания (становится сильным и прерывистым), чередование усиления и ослабления кровообращения (резкие и внезапные переходы от покраснения к побледнению лица); повышение температуры тела и т. п. — вегетативные проявления аффектов.
Фазовость протекания* В течение аффекта выделяют три основные фазы:
1) начальную — внезапное или постепенное (кумулятивное)
нарастание напряжения;
2) центральную — кульминация, аффективный взрыв на фо
не резких изменений нормальной деятельности всего организ
ма: распад высших нервных процессов, связанных с приобре
тенными социальными и моральными установками личности;
нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как
следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи;
снижение способности произвольного внимания и контроля
поведения; сужение сознания, в котором представлено только
то, что связано с переживанием, и др.;
Рис. 72. Различные формы течения аффектов (по В. Вундту): а - быстро возникающий аффект; б— медленно нарастающий; в — перемежающийся; г — аффект, в котором периоды возбуждения сменяются периодами упадка сил
3) заключительную — угасание внешних и внутренних проявлений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние (рис. 72).
Основными функциями аффектов являются:
• ^ледообразование — образование специфического опыта,
аффективных следов (или «аффективных комплексов», по
К.-Г. Юнгу), актуализирующихся при столкновении с отдель
ными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупрежда
ющих о возможном ее повторении;
• аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в
результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что
приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключи
тельных обстоятельств;
• канализация — спонтанное (катарсис) или целенаправлен
ное (с помощью различных психотерапевтических процедур)
изживание аффективных следов.
Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возникает вусловиях, когда усубъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся унего завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.
Таким образом, аффект — это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.
Эмоции
Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и соответственно предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, эмоцией (или собственно эмоцией) называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую определенными закономерностями своего функционирования и проявления.
Эмоция (как форма эмоционального реагирования) представляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими создаваемые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожиданность или критичность которой исключает ее заблаговремен-ность, то оценка ситуации эмоциями смещена к ее началу, позволяя тем самым заранее прогнозировать ее исход.
Закономерности протекания эмоций именно как формы эмоционального реагирования, а не как родового понятия, по нашему мнению, нашли отражение в потребностно-информа-ционной теории эмоций П.В. Симонова.
Отличительными особенностями эмоций являются следующие:
• ограниченная продолжительность;
• выраженная интенсивность;
• ситуативный характер;
• опережающий характер;
• осознаваемость причин появления переживания.
Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций
ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное переживание.
Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во внешнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.
Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное отношение человека к текущим или возможным ситуациям, к своей деятельности и поведению в них.
Опережающий характер. Эмоции способны заранее оценивать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступи-
ли, и их вероятностный исход, вследствие чего становится возможной заблаговременная реакция.
Осознаваемость причин появления переживания. Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая значимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, индивид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появления определенных переживаний либо просто четко устанавливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.
Таким образом, эмоция — это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.
Настроение
Еще одним проявлением эмоциональной жизни человека являются его настроения. По своей природе настроения являются психическими (эмоциональными) состояниями, образующими общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека и интегрирующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера. Настроение «...не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» (С.Л. Рубинштейн). По мнению Н.Н. Даниловой, настроение действует как контекст, трансформируя все наши реакции на события. П.М. Якобсон называет настроения «эмоциональным самочувствием» человека.
Л .В. Куликов рассматривает настроения в качестве интегральных показателей переживаемых в данный момент чувств и эмоций и подразделяет их на доминирующие (стабильные) и актуальные (текущие). Понятие «единая равнодействующая чувства» В. Вундта, на наш взгляд, является очень близким к современной трактовке понятия «настроение».
По мнению П.А. Рудика, фон настроения формируется под влиянием следующих причин:
• органических процессов и состояний',
• особенностей окружающей человека внешней (физической,
предметной) среды, в которой ему приходится жить и работать;
• особенностей взаимоотношений между людьми (зарази
тельность эмоций);
• эмоционально окрашенных мыслей и представление в кото
рых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность
своим поведением, результатами своей работы, поступками и
характером других людей и т. д.
Дополнить этот перечень необходимо такими причинами, как актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темпераменталъные особенности, которые также оказывают значимое влияние на возникновение определенного (актуального или доминирующего) настроения.
Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются:
• значительная длительность;
• слабая интенсивность;
• беспредметность;
• безотчетность;
• диффузный характер;
• интегрирующий характер.
Значительная длительность. К. Изард называет настроение «пролонгированной эмоцией». Само название данной формы эмоционального реагирования (настроение — настрой) указывает на то, что эти состояния медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода времени.
Слабая интенсивность. «Расплывчатость», порой неопределенность настроений объясняется тем, что они внешне и внутренне слабо выражены.
Беспредметность. Обычно затруднительно определить те конкретные объекты и события, которые оказали влияние на появление того или иного фона настроения.
Безотчетность. Вследствие слабой интенсивности и беспредметности настроения часто почти не осознаются либо оставляют о себе неясное, неопределенное впечатление. Осознание своего настроения, а также вызвавших его причин обычно происходит только при сосредоточении на нем внимания. Однако это не означает, что настроение не зависит от сознательной деятельности человека, просто он часто не отдает себе отчета об этом.
Диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на всю психическую деятельность (восприятие, мышление и т. д.) и поведение человека в данный отрезок его жизни. Одна и та же работа в зависимости от настроения будет казаться легкой, приятной либо же, напротив, утомительной.
Интегрирующий характер. Настроения связаны со всеми эмоциональными переживаниями человека, часто являясь их следами, отголосками. Интегрируя все длительные и ситуативные переживания и их последействия, настроения тем самым поддерживают целостность и непрерывность эмоциональной
жизни человека. Так, биохимические и гормональные изменения в организме, остающиеся после переживания каких-то более интенсивных эмоциональных реакций, проявляются в соответствующем фоне настроения. В свою очередь, уже сами настроения способствуют, благоприятствуют возникновению родственных им по качеству других форм эмоционального реагирования.
Дискутируемыми остаются вопрос о том, постоянно ли присутствуют настроения в жизни человека в каждый момент времени, и связанная с этим проблема существования нейтрального настроения. Если настроение бывает нейтральным, т. е. без выраженной положительной или отрицательной окраски, будет ли оно в таком случае вообще формой эмоционального реагирования, поскольку при этом утрачивается основное свойство эмоциональных явлений — их пристрастность. Если настроение все же является формой эмоционального реагирования, следовательно, существуют периоды, когда у человека нет никакого настроения. Разные авторы предлагают различные варианты решения этих вопросов. Например, ИЛ. Ильин считает, что настроение — это просто некий эмоциональный континуум, в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (отсутствие эмоционального реагирования) до максимальной величины (аффект). Однако это несколько упрощенный подход, не учитывающий всех закономерностей протекания настроений.
Выделяют следующие виды выраженных изменений настроения:
• гипертимия — повышенный фон настроения, характеризу
ющийся жизнерадостностью, бодростью, оптим неточностью,
двигательным и речевым возбуждением;
• дистимия (или гипотимия) — сниженный, тоскливо-пе
чальный фон настроения, характеризующийся пассивностью,
унынием и пессимистичным отношением к действительности;
• эйфория - приподнятое, беззаботно веселое настроение,
характеризующееся беспечным отношением к серьезным сто
ронам жизни;
• дисфория — угрюмо-злобливое настроение, характеризую
щееся раздражительностью, циничностью, недовольным, враж
дебным или агрессивным отношением ко всему окружающему;
• апатия — равнодушное, безразличное настроение, полное
отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружаю
щему миру и самому себе.
Таким образом, настроение — это длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.
Чувства
Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени нередко смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).
Кроме того, некоторые ученые и сегодня используют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А.В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.
Характерными особенностями чувств являются:
• устойчивость;
• выраженная интенсивность;
• предметность;
• осознанность;
• внеситуативность;
• иерархичность;
• обобщенность;
• формирование установки;
• связь со всеми основными подструктурами личности.
Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные
эмоциональные отношения («эмоциональные константы», по А.Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.
Выраженная интенсивность. Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием.
Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются:
• на конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.);
• обобщенные (к животным, музыке);
• абстрактные (чувство справедливости).
Осознанность. События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И.П. Павлов). Однако не все ученые согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, ЕЛ. Ильин считает, что часто человек сам себе не хочет или не может признаться в том, что у него возникло то или иное чувство, поэтому вытесняет его в
бессознательное.
Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотива-ционную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).
Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам
человека:
• низшие чувства связаны преимущественно с биологиче
скими процессами в организме, с удовлетворением или неудов
летворением витальных потребностей человека;
• высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или
неудовлетворением социальных и духовных потребностей че
ловека и органически включены во все виды деятельности.
Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений):
• нравственные — переживаемые в связи с соответствием ли
бо несоответствием своего поведения общепринятым требова
ниям и нормам;
• интеллектуальные — связанные с познавательной деятель
ностью;
• эстетические — вызываемые гармонией воспринимаемых
объектов.
Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.
Формирование установки. Е.П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях». Чувства формируют готовность оценивать и эмоционально реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.
Связь со всеми основными подструктурами личности. В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т. д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В.В. Никандрова и Э.К. Сонина, характеризует их глубину.
Таким образом, чувство — это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.
Все перечисленные формы эмоционального реагирования обладают в своем функционировании определенной автономностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое — эмоциональную сферу человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Соотношение основных форм эмоционального реагирования между
собой по параметрам длительности и интенсивности.
2. Эмоциональный тон. Его отличительные особенности и функции.
3. Основные факторы возникновения аффектов.
4. Особенности аффективных реакций, их функции.
5. Основные причины, оказывающие влияние на фон настроения человека.
6. Отличительные особенности настроений.
7. Виды настроений.
8. Особенности собственно эмоций.
9. Основные особенности и виды чувств.