Тема. 1.6. Функции моды. Определения основных функций моды и законов её распространения
Функции моды:
1. 1. Биостимулирования и обновления. Предполагает не только обновление облика человека, но и стимулирует жизненные процессы способствует нормальному их протеканию.
2. 2. Инновационная. Мода стимулирует экспериментальное начало в обществе, культуре, провоцирует на поиск нового, более совершенного, культурного образца, способствует введению и принятию нововведений в самых разных сферах деятельности.
3. 3. Регулятивная. М. внедряет в образ жизни новые формы поведения, новые культурные образцы, отбирая из множества культурных .моделей одну, которые становятся нормой, облегчая тем самым человеку выбор и способствуя приспособлению к окружающему меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовка к ближайшего будущего.
4. 4. Психологическая. Мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки. Мода удовлетворяет потребность в психо-физиологической разрядке(шопинг, движение)
5. 5. Социальная. Мода , является одной из форм приобщения человека к социальному и культурному опыту, помогая восприятию соц.норм и ценностей и воспроизводству определенной соц.системы, так же способствует самосознанию индивида.
5.1.Социальнальной дифференциации и нивелирования .Мода, регулирует социальное напряжение в обществе., выполняя регулирующую функцию одновременно обозначая и регулирующие социально статусные различия.
5.2 Престижности Мода является формой выражения престижа, связана с социальным статусом, реальным или иллюзорным, престижная функция дает возможность, социуму подражая модным стандартам и объектам социальных групп, преодолевает чувства неполноценности.
6. Коммуникативная.
Мода – это форма массового поведения и массового сознания. Мода является не только средством статусных характеров, но средством общения между людьми; способом выражения общественных взглядов или социального протеста, т.е. является формой массовой коммуникации.
Она связана с социально-психологическими механизмами общества:
· · Внушение, Заражение, Убеждение, Подражание
Подражание по 1-ой теории является доминирующим механизмом общества. 2-ой т. – подражание является источником стандартизации и формирования массового сознания и массовой моды.
Решающую роль в моде играли 2 стимула:
- уважение;
- соревнование,
В истории моды подражание из уважения проявлялось в основном, как преданность королю и др.
В современном обществе эта роль переходит к публичным людям: актерам, др. Каждая социальная группа имеет свои образцы для подражания...
Помимо подражания в моде действуют следующие социальные психологические механизмы:
· · Заражение; Убеждение; Унификация, Умение
Заражение – это игра, это увлечение. Заражение связано с употреблением и подражанием.
Убеждение – это механизм общества, характерный при индивидуальном контакте с потребителем.
Унификация в моде связана с социальной идентификацией, т.к взаимное уподобление друг к другу вызывается необходимостью понимания. Уподобление является социальным процессом.
7. Эротическая. Назначение одежды сводиться к прикрытию определен частей тела, чтобы вызвать желание. И в этом смысле подсознание человека является противовесом социальных правил.
В моде всегда действ правило: эротичная важность того что скрывается соответствует тому что выявляется, т.е.
Эротическая функция выражается не только в подчеркивание пола, но и стирании этих признаков, т.е. унисекс и оносекс.Оносекс и уносекс это стирание признаков, т.е в женском костюме присутствуют мужские элементы и наоборот термин оносекс не стирание, а отсутствие границ.
8. Антимоды или контрстимулирования. оппозицией к светской моде называется антимодой.
Протест против официальной моды является внешним проявлением человека или социальной группы, недовольства своим положением в обществе, отторжение
или неприятие господствующих ценностей. Такое поведение характерно группам, формирующим и создающим свою моду, соответствия запросам, образу жизни, радикальным идеалам
Современному дизайну свойственно расширение коммуникативной активности с одной стороны коммуникативная функция проявляется в проникновении в различные сферы деятельности дизайна, с другой стороны коммуникативная функция проявляется в принципах общения дизайнера с коллективом, обществом и др.
Дизайнер вступает в производственные отношения с различными участниками процесса: акционерами, заказчиками, экономистами, менеджер, мастерами и др.
-Дизайнер выполняет специфические функции общения и вытекающие из них принципы поведения.
-Потребление продуктов дизайнерской деятельности имеет массовый характер. Оно обращено к целым группам людей и ориентированно не только на воспитание и формирование вкуса.
-Дизайну костюма принадлежит особая роль в развитии стиля и вкуса, т. к костюм рассматривается как определенный вид коммуникации проявляя конкретную информацию о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени о уровне материальной жизни общества, о культуре, технологии и тд.
-Давая четкую информацию, как о самом владельце, так и о социальной среде к которой он принадлежит.
Костюм несет знаковую коммуникативную функцию:
· · Костюм как знак социальной дифференциации
· · Костюм отражен общественной интеграции
· · Костюм знак эстетических качеств.
· · Костюм знак полового различия или его отсутствия.
· · Костюм знак вкуса человека
· · Костюм знак культуры.
9. Экономическая. Мода является формой потребления и рекламы, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта
Экономическая функция моды
1.стимулирование потребления
2. стимулирование производства
10.Эстетическая..М. удовлетворяет эстетические потребности ,отражая особенности массового этического вкуса и является способом распространения и изменение эстетических оценок.
Существуют определенные понятия моды:
- мода - это особый способ, мера и образ обработки социальной информации(Л. Петров)
- мода - это тип реагирования, свойственный большинству людей, проявлял в периодичной смене объектов выбора, как формирования нового образа действия или мышления (Богардус)
- мода - это серия повторяющихся изменений в предпочтении социальных групп (Росс)
Мода, на ряду с обычаями и социальными правами, является формой социальной регуляции поведения, кот обусловлена цикличным хакером образцом массового поведения (Гофман)
Мода распространена на все явления культуры и искусств, науку, технику, политику и спорт. Мода влияет на предметное окружение интерьеры, витрины, массовые праздники, промышленный дизайн, но активнее всего она проявляется в изменении и оформлении внешности человека.
В костюме человека отражается его желание, стремление, представления о самом себе, отношение к окружающим людям, социальный статус.
Мода может быть на вещи на одежду, на идеи, действия, слова, т. е. на модные образцы (марки авто, цвет волос и т.д.).