Личностно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс
Понятие аномалий личности в отечественной психиатрии соответствует термину «психопатии» /личностные расстройства в МКБ-10/. К психопатиям приближаются акцентуации характера как крайние проявления нормы, в ряде случаев сопровождающиеся явными проявлениями декомпенсации, способствующие проявлению психических заболеваний, своеобразию формирования личности, а также социально-психологических проблем, возникающих у субъекта в связи с воспитанием, образованием, соблюдением законов, семейными отношениями и профессиональным ростом.
Патопсихологические эквиваленты нарушений психической деятельности выявляются при исследовании когнитивных, эмоциональных, мотивационньгх характеристик психопатических личностей полярных вариантов - возбудимого (диссоциальное личностное расстройство, в первую очередь) и торпидного типов (депрессивное, компульсивное личностное расстройство и др.).
Варианты: а) возбудимый; б) торпидный.
Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллектуальным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.
4.7.1. Возбудимый вариант личностно-аномалъного патопсихологического симптомокомплекса
Структура ППС:
Когнитивная сфера.
Восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома.
Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы), нарушение, обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, агрессивная) в ассоциативном эксперименте, «Пиктограмме»; нарушение критичности. Высокая аффективная обусловленность мышления.
Воображение. Возможная проекция установок (например, агрессивных, садистических). Достаточная реалистичность воображения, может быть повышена его оригинальность.
Речь. Обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающаяся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.
Эмоциональная сфера Увеличение амплитуды и подвижности эмоциональных реакций, возможна яркая эмоциональная экспрессия. Снижение порога, возникновения эмоционального ответа. Эксплозивность, склонность к эмоциональному «самовзвинчиванию». Выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.
Мотивационно-потребностная сфера: отмечается деформация мотиваци-онной сферы с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедонистических и т.д.) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Характерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки. Диагностические рекомендации.
Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анамнеза, экспериментальном исследовании различными личностными опросниками и проективными тестами (значительное повышение (понижение) бальных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т.п.). Нестабильный, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляется в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчеркивание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т.п.). Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать и в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемого и т.п.). Возможно проецирование интерперсональных конфликтов в тестах «пиктограмм», «рассказ по картинке», «рассказ по серии картинок» и т.п. Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отмечаться при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм». Выраженная аффективная обусловленность мышления проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по принципу интересности-неинтересности, успешности-неуспешности. Импульсивность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъявлении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существенных признаков», «Исключение» и т.п.). Часто отмечается формирование оппо-зиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперименте. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобщения по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).
Психические расстройства, при которых встречается возбудимый вариант * личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.
Дифференциальная диагностика, формирование тестовой батареи - см. в п. 4.7.2.
4.7.2 Торпидный вариант личностно-аномального
патопсихологического симптомокомплекса
Структура:
Когнитивная. сфера.
Восприятие, внимание и память обычно не страдают.
Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, внутренних конфликтов) в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм», заданиях «рассказ по картинке», и т.п.
Воображение. Продуктивность варьирует. Значимость оценки экспериментатора высокая. Достаточная реалистичность воображения, возможно повышение его оригинальности.
Эмоциональная сфера. Повышенный уровень тревожности. Сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражители (в том числе, на замечания экспериментатора) адекватна по направленности, неадекватно повышена по силе. «Застреваемость».
Мотивационно-потребностная сфера. Направленность мотива деятельности на избегание неуспеха. Система ценностей - дополняющая, неустойчивая, низкая самооценка. Произвольная волевая регуляция деятельности слабая. В организации познавательных процессов большая роль отводится эмоциональной вовлеченности, чувству безопасности в ситуации эксперимента. Диагностические рекомендации.
Заострение свойств личности подразумевает выделение основного радикала, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и мироощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая система ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма защиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих ответов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная. Стимулом для работы здесь является похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфликта, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то сохранность основных компонентов мышления, памяти, внима-_______________________
У" кг>Г1<^аш[>Л^'<*-ттггпхпт® интеллектуальной базой. При сниженных интеллектуальных показателях внимание селективно, отмечается значительная вра-батываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания носит нарастающий или зигзагообразный характер). При общей способности оперировать категориями, проводить анализ и синтез, возможны искажения обобщения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.
Психические расстройства, при которых встречается торпидный вариант лич-ностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состояния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.
Дифференциальная диагностика.
Оба йяриянтяпичнпстро-яномядкнпгр ППГ необходимо дифференцировать с шизофреническим патопсихологическим симптомокомпдексом, обращая внимаТГйе~нХХар11ктер актуализируемых при обобщении несущественных признаков (личностно-значимые или латентные), а также вид нарушения мотиваци-онной активности. ~"
Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубоких нарушениях операций мышления, когда клинически решается задача отграничения психопатоподобных нарушений при шизофрении от собственно психопатии. В случае наличия нарушений внимания, памяти и мышления по органическому типу необходимо дифференцировать описываемый патопсихологический симптомокомплекс от органического. Решающим будет являться выраженность личностной и аффективной обусловленности мышления.
Формирование тестовой батареи. Рекомендуется включение в стандартную тестовую батарею психодиагностических методик, направленных на изучение мотивов, установок, самооценки, уровня притязаний, типа акцентуации и т.п., то есть проводить развернутое исследование личности для верификации установления личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса.