Особенности предмета эстетики
Историческое развитие человека, развертывание его практической деятельности, а также социальные условия формирования эстетического отношения человека к действительности влияют на характер и содержание эстетического сознания общества, класса, личности. Общественное сознание, отражающее общественное бытие, складывается из идеологии и общественной психологии,оно выступает в виде обыденного и теоретического систематизированного сознания, состоит из системы определенных форм. В общественное сознание входят политические и правовые, нравственные и религиозные, научные и философские взгляды и теории. Одной из форм общественного сознания является и эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетическое чувство, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы.
Эстетическое сознание специфично: в нем особенно большую роль играют эмоциональное отражение действительности, образное и конкретное мышление; оно отчетливо оценочно по своей природе. Психологические стороны эстетического сознания занимают большое место в его структуре. Это не значит, что эстетическое сознание отделено от идеологии. Напротив, оно является одной из ее форм, но эстетическое отражение мира всегда обязательно сопряжено с переживаниями, эмоциями. Сами эстетические идеи необходимо эмоционально окрашены.
Рассмотрим некоторые составные части эстетического сознания.
Эстетические чувства и потребности. Эстетическое чувство - это способность человека переживать получаемые им эстетические впечатления и сами эти переживания; волнение, испытываемое человеком при восприятии возвышенного, радость наслаждения красотой, эмоции, вызываемые трагическим и комическим в жизни и искусстве. Эстетическое чувство выступает как своеобразное чувство качества вещей и явлений. Хотя красота воспринимается чувствами как выразительная форма, но предстает перед нами как форма содержательная. Поэтому эстетическое чувство, соотнося форму с сущностью, назначением и функцией самого предмета, играет важную роль. Оно действует в «сотрудничестве» с мышлением и раскрывает перед ними некоторые существенные стороны вещей.
Эстетическое чувство порождает и разнообразные эстетические потребности. В потребностях задатки, заложенные в эстетическом чувстве, получают свою конкретизацию. Как и всякие человеческие потребности, эстетические потребности имеют объективную основу. Они возникают на почве конкретной человеческой деятельности и в то же время стимулируют ее дальнейшее развитие, являются побудительными причинами. Но выступая как общественная необходимость и определяясь сущностью общества, эстетическая потребность каждого отдельного человека обуславливается уровнем его личного развития, в том числе и уровнем развития его эстетического чувства, характером его собственного участия в той или иной деятельности. Таким образом, потребность исходит и из того, что уже существует, и из того, чего еще не хватает для большей полноты и многосторонности этого существования. Без эстетического чувства нет эстетической потребности, но если эстетическое чувство выражает способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира, то эстетическая потребность есть шаг к реализации этой способности, она понимается как потребность в определенном эстетическом наслаждении, как осознание необходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношения с другими людьми, художественного творчества с целью получения эстетической радости, эстетического удовлетворения.
Эстетическое чувство и эстетические потребности тесно связаны в эстетическом сознании с эстетическими вкусами, взглядами и идеалами, в которых находят дальнейшее отражение эстетические стороны действительности и под влиянием которых совершается эстетическая деятельность людей.
Эстетический вкус. Характеризуя эстетические вкусы как составную часть эстетического сознания и относя их к социально-психологической сфере последнего, следует сразу же сделать важную оговорку. И эстетические потребности человека, и эстетический вкус, н даже эстетическое чувство в развитом эстетическом сознании не просто испытывают на себе влияние идеологической стороны этого сознания, по буквально «пронизаны» идеями, вырабатываемыми в процессе творческой деятельности, и во многом даже обусловлены эстетическими взглядами и теориями, связаны с эстетическим идеалом. В этом смысле ни эстетические потребности, ни эстетические вкусы не принадлежат исключительно социально-психологическому уровню общественного сознания. Однако эстетическое чувство, эстетические потребности и эстетические вкусы можно рассматривать преимущественно как социально-психологические явления прежде всего потому, что они возникают и зарождаются именно на уровне социальной психологии и первоначально являются фактами повседневного, обыденного сознания.
Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной и отрицательной эстетической оценки. Правда, механизм вкуса является не единственным механизмом эстетической оценки, но это механизм весьма важный и существенный. Его функции в системе эстетического сознания неоднозначны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты.
Суждения о вкусе содержат оценку тех или иных предметов и явлений: красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных. Опираясь на эти суждения, человек предпочитает окружать себя нравящимися ему вещами, стремится к созерцанию отобранных им для восприятия произведений искусства; эстетический вкус влияет на выбор той или иной среды для общения, ландшафтов для прогулок, новых стран и городов для путешествий.
Реализуя эстетическое отношение к действительности, эс-тетическнй вкус выступает также и в виде нормы: в нем программируются эстетические оценки новых, ранее неизвестных, только что возникающих явлений как в сфере жизни, так и в сфере искусства. Каждое новое поколение в начале своего духовного развития получает в качестве наследства систему определенных вкусов и руководствуется ими в эстетической оценке жизненных и художественных явлений. Вместе с тем, даже преодолевая старые эстетические вкусы и нормы, общество сохраняет то объективное начало, которое существовало в них, обеспечивая преемственность эстетического развития.