Классификация функций человека как субъекта общения

Основные функции Коммуникативные Информационные Когнитивные Эмотивные Конативные Креативные
Психические Передача Представление Мышление Воображение Фантазия   Эмоции Чувства Настроение Установка Внимание Воля Потребности Интересы Мотивы Подражание Заражение Внушение Убеждение
Речь Жест Действие Техничес-кие средства Сообщение Экспрессия Продукты Деятельности
Прием
Органы чувств Ощущения Восприятия Память
Социально-психологи- ческие Взаимосвязь Взаимовыражение Взаимопознание Взаимоотношение Взаимопроявление Взаимовлияние
Социальные Образование общности Наследование опыта Формирование самосознания Проявление отношений Организация и упра- вление Воспитание и обучение
Гносеологическая Формула общения Канал-знак Знак-значение Значение-смысл Смысл-отношение Отношение поведе- ние   Поведение личности
               

КОММУНИКАТИВНЫЕ функции осуществляются в процессе взаимосвязи на уровне индивидуального, группового и общественного взаимоотношения. Взаимосвязь возможна благодаря речи, другим естественным выразительным средствам (мимике, пантомимике, жестам, голос), искусственным средствам связи (письму, печати, СМИ), передающим информацию. Информация облекается в знаковую форму и образует язык сообщения. Эффективность коммуникативных функций зависит от решения проблемы «Канал-Знак».

Коммуникативные функции служат целям социальной интеграции в различных формах общностей через расширение контактов между ними посредством индивидуальной и массовой взаимосвязи. Технические средства осуществляют роль расширителя связей, ускорителей передачи информации.

В психологическом плане социальная интеграция объединяет субъектов, создавая социальные общности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ функции осуществляются в единстве с коммуникативными. Информация передается посредством знаков и их комплексов, за которыми закреплено определенное содержание. Знаки даны чувственно, а значения – логически. Существуют естественные и искусственные знаки и их системы, количество их неограниченно.

Информация классифицируется по целям сообщения (осведомительскую, регуляторную, эмоциональную). Информационные функции служат целям передачи и социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. В данном контексте очень важной становится проблема экстериоризации-интериоризации человеком общественной информации.

КОГНИТИВНЫЕ функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятой информации посредством представления, мышления, воображения, фантазии. В общении происходит взаимопознание партнеров. Познающий интерпретирует воспринятый образ партнера, формирует в своем воображении образ-представление о нем, определяя его положение, способности, темперамент, характер, волю и т.д. Эффективность когнитивных функций зависит от успешного решения проблемы «Значение-Смысл», которая связана с определением возможностей партнера, решать конкретные вопросы совместной жизни.

ЭМОТИВНЫЕ функции проявляются в переживании субъектом своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью (симпатии-антипатии, любовь-ненависть, дружба-вражда и т.д.).

Эмоциональная насыщенность взаимоотношений стимулирует или ослабляет психологический накал, творческую активность личности, создает настроение, способствует тому или иному восприятию реальной действительности. Взаимоотношения между индивидами тесным образом связаны с их представлениями друг о друге. В соответствии с представлениями, возникают и соответствующие поступки. Проблема «Смысл-Отношение» как проблема межличностных отношений формирует психологическое основание экономических, политических, правовых, нравственных и т.д. общественных отношений.

КОНАТИВНЫЕ функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех жизненных процессах, они связаны со стремлением человека к определенным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируют поведение партнеров совместной деятельности через процесс общения. Это происходит посредством обмена мыслями, чувствами, отношениями. Партнеры координируют свое поведение, свои позиции и вырабатывают общие планы взаимодействия. Установки, мотивы, потребности, интересы являются основой выработки перспективных направлений взаимодействия партнеров.

Конативные функции в процессе общения проявляются в рамках проблемы «Отношение-Поведение», результаты решения которой предполагает согласованность во взаимодействии партнеров. На социальном уровне эти функции служат целям управления и организации совместной деятельности.

КРЕАТИВНЫЕ функции направлены на изменение, развитие и воспитание личностей в процессе общения, этому служат специальные механизмы психической деятельности, осуществляющие психологическое взаимодействие партнеров. К этим механизмам относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Креативные функции в процессе общения включаются в решение проблемы «Поведение-Личность». Психологические механизмы направлены на воспитание. Однако не всякое взаимоотношение носит воспитательную направленность. Большую роль, в контексте данного понимания общения, играют самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание.

В сфере досуга человек вращается в кругу предпочитаемых людей, обладающих моральным авторитетом, проявляющих образцы желаемого поведения и являющихся психологическими союзниками. При таком общении происходит процесс самореализации личности.

Вывод. Проблема личности в социальной психологии требует своего дальнейшего исследования. В литературе существует достаточно много неразработанного, спорного, особенно в определении социальных качеств личности. Требует своего современного описания проблемы «Личность-Группа», «Межгрупповые отношения» и т.д. Для решения поставленных вопросов, необходим комплексный, системный подход.

Литература

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

4. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

5. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, личность. М., 1975.

7. Майерс Д. Социальная психология. С.-Пб. 1998.

8. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

9. Практическая психология для менеджеров.- М., 1996.

10. Управление персоналом организации. – М., 1997.

11. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. – СПб., 1995.

12. Ядов В.А.. Личность и массовые коммуникации. 1969.

13. Ядов В.А. Психология неадаптивной личности. М., 1992.

14. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.

ТЕМА 5

Наши рекомендации