Классификация функций человека как субъекта общения
Основные функции | Коммуникативные | Информационные | Когнитивные | Эмотивные | Конативные | Креативные | |
Психические | Передача | Представление Мышление Воображение Фантазия | Эмоции Чувства Настроение | Установка Внимание Воля Потребности Интересы Мотивы | Подражание Заражение Внушение Убеждение | ||
Речь Жест Действие Техничес-кие средства | Сообщение Экспрессия Продукты Деятельности | ||||||
Прием | |||||||
Органы чувств | Ощущения Восприятия Память | ||||||
Социально-психологи- ческие | Взаимосвязь | Взаимовыражение | Взаимопознание | Взаимоотношение | Взаимопроявление | Взаимовлияние | |
Социальные | Образование общности | Наследование опыта | Формирование самосознания | Проявление отношений | Организация и упра- вление | Воспитание и обучение | |
Гносеологическая Формула общения | Канал-знак | Знак-значение | Значение-смысл | Смысл-отношение | Отношение поведе- ние | Поведение личности | |
КОММУНИКАТИВНЫЕ функции осуществляются в процессе взаимосвязи на уровне индивидуального, группового и общественного взаимоотношения. Взаимосвязь возможна благодаря речи, другим естественным выразительным средствам (мимике, пантомимике, жестам, голос), искусственным средствам связи (письму, печати, СМИ), передающим информацию. Информация облекается в знаковую форму и образует язык сообщения. Эффективность коммуникативных функций зависит от решения проблемы «Канал-Знак».
Коммуникативные функции служат целям социальной интеграции в различных формах общностей через расширение контактов между ними посредством индивидуальной и массовой взаимосвязи. Технические средства осуществляют роль расширителя связей, ускорителей передачи информации.
В психологическом плане социальная интеграция объединяет субъектов, создавая социальные общности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ функции осуществляются в единстве с коммуникативными. Информация передается посредством знаков и их комплексов, за которыми закреплено определенное содержание. Знаки даны чувственно, а значения – логически. Существуют естественные и искусственные знаки и их системы, количество их неограниченно.
Информация классифицируется по целям сообщения (осведомительскую, регуляторную, эмоциональную). Информационные функции служат целям передачи и социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. В данном контексте очень важной становится проблема экстериоризации-интериоризации человеком общественной информации.
КОГНИТИВНЫЕ функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятой информации посредством представления, мышления, воображения, фантазии. В общении происходит взаимопознание партнеров. Познающий интерпретирует воспринятый образ партнера, формирует в своем воображении образ-представление о нем, определяя его положение, способности, темперамент, характер, волю и т.д. Эффективность когнитивных функций зависит от успешного решения проблемы «Значение-Смысл», которая связана с определением возможностей партнера, решать конкретные вопросы совместной жизни.
ЭМОТИВНЫЕ функции проявляются в переживании субъектом своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью (симпатии-антипатии, любовь-ненависть, дружба-вражда и т.д.).
Эмоциональная насыщенность взаимоотношений стимулирует или ослабляет психологический накал, творческую активность личности, создает настроение, способствует тому или иному восприятию реальной действительности. Взаимоотношения между индивидами тесным образом связаны с их представлениями друг о друге. В соответствии с представлениями, возникают и соответствующие поступки. Проблема «Смысл-Отношение» как проблема межличностных отношений формирует психологическое основание экономических, политических, правовых, нравственных и т.д. общественных отношений.
КОНАТИВНЫЕ функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех жизненных процессах, они связаны со стремлением человека к определенным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируют поведение партнеров совместной деятельности через процесс общения. Это происходит посредством обмена мыслями, чувствами, отношениями. Партнеры координируют свое поведение, свои позиции и вырабатывают общие планы взаимодействия. Установки, мотивы, потребности, интересы являются основой выработки перспективных направлений взаимодействия партнеров.
Конативные функции в процессе общения проявляются в рамках проблемы «Отношение-Поведение», результаты решения которой предполагает согласованность во взаимодействии партнеров. На социальном уровне эти функции служат целям управления и организации совместной деятельности.
КРЕАТИВНЫЕ функции направлены на изменение, развитие и воспитание личностей в процессе общения, этому служат специальные механизмы психической деятельности, осуществляющие психологическое взаимодействие партнеров. К этим механизмам относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение.
Креативные функции в процессе общения включаются в решение проблемы «Поведение-Личность». Психологические механизмы направлены на воспитание. Однако не всякое взаимоотношение носит воспитательную направленность. Большую роль, в контексте данного понимания общения, играют самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание.
В сфере досуга человек вращается в кругу предпочитаемых людей, обладающих моральным авторитетом, проявляющих образцы желаемого поведения и являющихся психологическими союзниками. При таком общении происходит процесс самореализации личности.
Вывод. Проблема личности в социальной психологии требует своего дальнейшего исследования. В литературе существует достаточно много неразработанного, спорного, особенно в определении социальных качеств личности. Требует своего современного описания проблемы «Личность-Группа», «Межгрупповые отношения» и т.д. Для решения поставленных вопросов, необходим комплексный, системный подход.
Литература
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
4. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
5. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, личность. М., 1975.
7. Майерс Д. Социальная психология. С.-Пб. 1998.
8. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
9. Практическая психология для менеджеров.- М., 1996.
10. Управление персоналом организации. – М., 1997.
11. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. – СПб., 1995.
12. Ядов В.А.. Личность и массовые коммуникации. 1969.
13. Ядов В.А. Психология неадаптивной личности. М., 1992.
14. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.
ТЕМА 5