Метод незаконченных предложений
См.: Румянцев Г.Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1969. — С. 266—275.
Метод незаконченных предложений относится к вербальным проективным тестам. Для некоторых из них характерно использование различных стимулов неопределенного характера, минимально ограничивающих Испытуемого в его реакциях. Предполагается, что при этом возникает своеобразный эффект экрана, когда человек как бы «проецирует» свои внутренние личностные особенности вовне под воздействием этих стимулов. Иными словами, в неопределенной ситуации человек прибегает к наиболее привычным для него формам поведения. Таким образом, этот метод является адекватным для раскрытия субъективного компонента речевого расстройства. Весьма важным обстоятельством, в частности при обследовании детей, является отсутствие прямого обращения с тем или иным вопросом, воспринимаемым зачастую ребенком как своеобразный заказ или даже требование нужного ответа. Ситуация как бы необязательности, свободы поведения позволяет испытуемому проявить себя наиболее полно. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности. Все указанные обстоятельства делают проективные методики весьма полезными в клинической практике, в особенности для оценки внутренней картины болезни. Здесь представлен вариант метода незаконченных предложений Д. Сакса Сиднея, который состоит из 60 незавершенных предложений, отражающих различные отношения испытуемых к 13 объектам, таким, как мать, отец, семья, знакомые, прошлое, будущее и некоторым другим, а также наличие страхов и чувства вины. Таким образом, всего тест характеризует 15 тем, каждой из которых посвящены четыре незавершенных предложения. Представленная методика ориентирована на старших школьников и взрослых. Метод допускает модификацию вопросов для ориентации на другие задачи или возраст. Например, при обследовании младших школьников следует исключить вопросы, касающиеся сексуальных отношений и производственных отношений (с начальством), которые могут быть заменены предложениями, характеризующими отношения со сверстниками противоположного пола и со старшими по возрасту.
Процедура исследования заключается в том, что испытуемым предлагается на специальном бланке в письменной форме завершить все предложения по возможности быстро. Во время опроса при групповом обследовании испытуемые располагались в помещении таким образом, чтобы был исключен взаимный обмен информацией о характере и способах работы с методикой. При необходимости каких-либо пояснений технического характера эти пояснения даются индивидуально каждому испытуемому, но при этом должна быть исключена интерпретация возможного продолжения предложения. Всякий раз испытуемому даются пояснения, что он должен самостоятельно решить, как ему выполнить задание. В условиях логопедического кабинета специальных пояснений об их назначении обычно не требуется, что обычно рекомендуется делать в других условиях. Для нейтрализации установочного поведения испытуемых достаточно сказать о том, что данная методика направлена па оценку их речи, тогда они воспринимают задание в качестве обычного речевого упражнения.
При отказе завершить предложение со ссылкой, например, на отсутствие у испытуемого жизненного опыта на заданную началом предложения тему, недопустимо использовать разъяснение с помощью примеров или аналогий, поскольку это противоречит характеру метода.
Испытуемым раздается бланк со следующей инструкцией: «Мы хотели бы проверить, в какой мере Вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводятся 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».
Текст опросника
1. Думаю, что мой отец редко________________________
2. Если все против меня, то________________________
3. Я всегда хотел _________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост _________________
5. Будущее кажется мне____________________________
6. Мое начальство________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь_______________________
8. Думаю, что настоящий друг________________________
9. Когда я был ребенком___________________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_________
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной______________
12. По сравнению с большинством других семей, семья________
13. Лучше всего мне работается с_____________________
14. Моя мать и я______________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть_______________________
16. Если бы мой отец только захотел___________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ______________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_________
20. Надеюсь на____________________________
21. В школе мои учителя____________________________
22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь_______
23. Не люблю людей, которые________________________
24. До войны я__________________________________
25. Считаю, что большинство юношей и девушек____________
26. Супружеская жизнь кажется мне____________________
27. Моя семья обращается со мной как__________________
28. Люди, с которыми я работаю_____________________
29. Моя мать____________________
30. Моей самой большой ошибкой было__________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что _________
33. Моим скрытным желанием в жизни____
34. Мои подчиненные _______________
35. Наступит тот день, когда_________________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _____________
37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________
38. Больше всего люблю тех людей, которые_______________
39. Если бы я снова стал молодым____________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) ____________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________
42. Большинство известных мне семей___________________
43. Люблю работать с людьми, которые _________________
44. Считаю, что большинство матерей___________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если___
46. Думаю, что мой отец ___________________________
47. Когда мне не везет, я ___________________________
48. Больше всего я хотел бы в жизни___________________
49. Когда я даю другим поручение ____________________
50. Когда буду старым_____________________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________
52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________
53. Когда меня нет, мои друзья_______________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является______
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) ________
56. Моя половая жизнь ____________________________
57. Когда я был ребенком, моя семья__________________
58. Люди, которые работают со мной ___________________
59. Я люблю свою мать, но__________________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить_______
Анализ результатов.Все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный и количественный анализ полученного материала. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка «-1». Если предложение нейтрально, оно оценивается в О баллов. Данные отмечаются на бланке (его образец представлен ниже), где графически изображается профиль личности.
Ключ
№ п/п | Шкалы | № предложений | |||
1 | Цели | 3 | 18 | 33 | 48 |
2 | Отношение к будущему | 5 | 20 | 35 | 50 |
3 | Отношение к вышестоящим лицам | 6 | 21 | 36 | 51 |
4 | Отношение к коллегам | 13 | 28 | 43 | 58 |
5 | Отношение к друзьям | 8 | 23 | 38 | 53 |
6 | Отношение к подчиненным | 4 | 19 | 34 | 49 |
7 | Отношение к матери | 14 | 29 | 44 | 59 |
8 | Отношение к отцу | 1 | 16 | 31 | 46 |
9 | Отношение к семье | 12 | 27 | 42 | 57 |
10 | Отношение к противоположному полу | 10 | 25 | 40 | 55 |
11 | Сексуальные отношения | 11 | 26 | 41 | 56 |
12 | Отношение к своему прошлому | 9 | 24 | 39 | 54 |
13 | Страхи и опасения | 7 | 22 | 37 | 52 |
14 | Чувство вины | 15 | 30 | 45 | 60 |
15 | Отношение к себе | 2 | 17 | 35 | 47 |
Бланк для фиксации данных
Качественный анализ может проводиться по различным направлениям. Например, можно установить, насколько характерно для испытуемого упоминать свой речевой дефект в связи с разными темами. Можно рассмотреть, насколько характерна для данного испытуемого склонность к самообвинению, иногда наблюдающаяся при речевых расстройствах. В некоторых случаях полезным является анализ взаимоотношений в семье, в том числе отношений с отцом и матерью и некоторые другие. Результаты анализа полезно сопоставить с информацией, получаемой по другим каналам.