Раздел 1. основы психологии
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
И
ПЕДАГОГИКИ
Учебное пособие для студентов БНТУ
Учебное электронное издание
Минск 2010
УДК 159.9 (075.8)
УДК 37.01 (075.8)
Авторы:
Е.Е. Белановская (разд. 1.13; 1.14), Е.А. Гриневич (разд. 1.12; 2.3.2), О.В. Данильчик (разд. 1.3; 1.8), Т.С. Каминская (разд. 2.1; 2.3.1), В.А. Клименко (разд. 2.2; 2.3.1; 2.4), И.И. Лобач (разд. 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.9; 1.11; 1.14), С.Н. Островский (разд. 2.4), Е.В. Поликша (1.5), В.П. Самусевич (разд.1.10), В.Б. Сидорович (разд. 1.13), М.А. Шапошник (разд. 1.6; 1.7).
Под редакцией В.А. Клименко, И.И. Лобача
Рецензенты:
В.Ф. Володько, докт. пед. наук, профессор;
И.Т. Кавецкий, канд. психол. наук, доцент
В учебном пособии изложены основы психологии и педагогики для студентов технических вузов в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта по данной дисциплине.
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» и «Основы педагогики». В первом разделе рассматриваются основные вопросы общей, социальной, психологии труда и инженерной психологии, а так же психологии личности и психологии творческой деятельности. Во втором разделе представлено современное состояние системы образования, сущность и содержание процесса обучения и воспитания в условиях производственного коллектива, а также рассмотрены вопросы социализации личности.
Белорусский национальный технический университет
пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь
Тел.(017) 292-77-52 факс (017) 292-91-37
Регистрационный № БНТУ/ИПФ10-1.2010
Ó БНТУ, 2010
Ó Клименко В.А., Лобач И.И., 2010
Оглавление
Предисловие. 4
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.. 5
1.1. Введение в психологию.. 5
1.2. История развития психологии и ее основные направления. 12
1.3. Личность в психологии. 43
1.4. Личность и психические процессы.. 64
1.5. Личность и психические свойства. 87
1.6. Личность и психические состояния. 101
1.7. Общая характеристика деятельности личности. 119
1.8. Психология творческой деятельности. 145
1.9. Работоспособность человека и ее фазы.. 168
1.10. Психология групп и коллективов. Социально-психологический климат производственного коллектива. 177
1.11. Психология управления. 188
1.12. Адаптация личности в производственном коллективе. 210
1.13. Конфликты в производственном коллективе и их регулирование. 225
1.14. Психология общения. 242
1.15. Основы инженерной психологии. 266
Рекомендуемая литература по разделу «Основы психологии». 273
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 277
2.1. Педагогика в системе наук о человеке. 277
2.2. Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования 290
2.3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности. 317
2.3.1. Теоретические и методологические основы обучения (дидактика) 317
2.3.2. Сущность и содержание процесса воспитания личности. 342
2.4. Социальные институты общества и их роль в социализации личности. 379
Рекомендуемая литература по разделу «Основы педагогики». 402
Предисловие
В настоящее время производственная деятельность инженера становится более сложной по задачам, интенсивности и содержанию. Она требует не только глубоких инженерных знаний, но и психолого-педагогического осмысления деятельности, связанной с управлением людьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей протекания различных психических явлений, знания социально-психологических процессов групп и коллективов, а также принципов, форм и методов воспитательной работы в производственных коллективах. Целесообразность изучения основных вопросов производственной психологии и педагогики в вузе диктуется необходимостью обеспечения эффективности работы системы «человек-человек». Кроме того, с развитием техники все более остро становится потребность в детальном и всестороннем изучении особенностей поведения человека в системе «человек-техника».
Учитывая основные задачи дисциплины «Основы психологии и педагогики» в условиях технического вуза, наше пособие в целом соответствует типовой программе курса, но имеет некоторые специфические особенности.
Авторы убеждены в том, что им удалось в подобной структуре пособия найти такой симбиоз основ психологии и педагогики, который позволит сформировать у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков.
Имеющиеся в настоящее время учебники и учебные пособия по психологии и педагогике не отражают в достаточной мере особенности подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях к их будущей профессиональной деятельности. Наш вариант пособия компенсирует некоторые недостатки и, на наш взгляд, поможет студентам глубже понять необходимость знаний психологии и педагогики в производственной деятельности. Тем не менее, коллектив авторов будет искренне благодарен за те замечания и пожелания, которые будут присланы на кафедру «Психология» Белорусского национального технического университета.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ