Раздел 1. основы психологии

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

И

ПЕДАГОГИКИ

Учебное пособие для студентов БНТУ

Учебное электронное издание

Минск 2010

УДК 159.9 (075.8)

УДК 37.01 (075.8)

Авторы:

Е.Е. Белановская (разд. 1.13; 1.14), Е.А. Гриневич (разд. 1.12; 2.3.2), О.В. Данильчик (разд. 1.3; 1.8), Т.С. Каминская (разд. 2.1; 2.3.1), В.А. Клименко (разд. 2.2; 2.3.1; 2.4), И.И. Лобач (разд. 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.9; 1.11; 1.14), С.Н. Островский (разд. 2.4), Е.В. Поликша (1.5), В.П. Самусевич (разд.1.10), В.Б. Сидорович (разд. 1.13), М.А. Шапошник (разд. 1.6; 1.7).

Под редакцией В.А. Клименко, И.И. Лобача

Рецензенты:

В.Ф. Володько, докт. пед. наук, профессор;

И.Т. Кавецкий, канд. психол. наук, доцент

В учебном пособии изложены основы психологии и педагогики для студентов технических вузов в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта по данной дисциплине.

Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» и «Основы педагогики». В первом разделе рассматриваются основные вопросы общей, социальной, психологии труда и инженерной психологии, а так же психологии личности и психологии творческой деятельности. Во втором разделе представлено современное состояние системы образования, сущность и содержание процесса обучения и воспитания в условиях производственного коллектива, а также рассмотрены вопросы социализации личности.

Белорусский национальный технический университет

пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.(017) 292-77-52 факс (017) 292-91-37

Регистрационный № БНТУ/ИПФ10-1.2010

Ó БНТУ, 2010

Ó Клименко В.А., Лобач И.И., 2010

Оглавление

Предисловие. 4

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.. 5

1.1. Введение в психологию.. 5

1.2. История развития психологии и ее основные направления. 12

1.3. Личность в психологии. 43

1.4. Личность и психические процессы.. 64

1.5. Личность и психические свойства. 87

1.6. Личность и психические состояния. 101

1.7. Общая характеристика деятельности личности. 119

1.8. Психология творческой деятельности. 145

1.9. Работоспособность человека и ее фазы.. 168

1.10. Психология групп и коллективов. Социально-психологический климат производственного коллектива. 177

1.11. Психология управления. 188

1.12. Адаптация личности в производственном коллективе. 210

1.13. Конфликты в производственном коллективе и их регулирование. 225

1.14. Психология общения. 242

1.15. Основы инженерной психологии. 266

Рекомендуемая литература по разделу «Основы психологии». 273

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 277

2.1. Педагогика в системе наук о человеке. 277

2.2. Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования 290

2.3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности. 317

2.3.1. Теоретические и методологические основы обучения (дидактика) 317

2.3.2. Сущность и содержание процесса воспитания личности. 342

2.4. Социальные институты общества и их роль в социализации личности. 379

Рекомендуемая литература по разделу «Основы педагогики». 402

Предисловие

В настоящее время производственная деятельность инженера становится более сложной по задачам, интенсивности и содержанию. Она требует не только глубоких инженерных знаний, но и психолого-педагогического осмысления деятельности, связанной с управлением людьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей протекания различных психических явлений, знания социально-психологических процессов групп и коллективов, а также принципов, форм и методов воспитательной работы в производственных коллективах. Целесообразность изучения основных вопросов производственной психологии и педагогики в вузе диктуется необходимостью обеспечения эффективности работы системы «человек-человек». Кроме того, с развитием техники все более остро становится потребность в детальном и всестороннем изучении особенностей поведения человека в системе «человек-техника».

Учитывая основные задачи дисциплины «Основы психологии и педагогики» в условиях технического вуза, наше пособие в целом соответствует типовой программе курса, но имеет некоторые специфические особенности.

Авторы убеждены в том, что им удалось в подобной структуре пособия найти такой симбиоз основ психологии и педагогики, который позволит сформировать у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков.

Имеющиеся в настоящее время учебники и учебные пособия по психологии и педагогике не отражают в достаточной мере особенности подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях к их будущей профессиональной деятельности. Наш вариант пособия компенсирует некоторые недостатки и, на наш взгляд, поможет студентам глубже понять необходимость знаний психологии и педагогики в производственной деятельности. Тем не менее, коллектив авторов будет искренне благодарен за те замечания и пожелания, которые будут присланы на кафедру «Психология» Белорусского национального технического университета.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации