Глава I. Архитектурное пространство, как социокультурный феномен.

Введение

Каждое время рождает свою архитектуру - конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное "сегодня" - не исключение.

Умения анализировать и прогнозировать изменения архитектурных форм, безусловно, пригодятся в нашей будущей профессиональной деятельности. С помощью знаний, полученный в ходе выполнения данного проекта можно будет более компетентно подходить к выбору проектируемых объектов, реализовывать креативные замыслы, а не работать «в стол». Сегодня актуально владеть информацией ………..

Объект: архитектурные формы

Предмет: тенденция развития и прогнозирование будущей архитектуры.

Цель: выявить специфику развития архитектурных тенденций и на основе полученного анализа выполнить прогнозирование будущей архитектуры, как социокультурного феномена.

Задачи:

1) Проанализировать архитектурное пространство, как социокультурный феномен.

2) Рассмотреть тенденции развития архитектурных форм, восприятия архитектурных форм на основе закономерности и механизмов социальной психологии.

3) Рассмотреть закономерности изменения архитектурных стилей

4) Исследовать специфику прогнозирования будущей архитектуры.

5) Исследовать и проанализировать проекты будущего.

6) Проанализировать и выявить более перспективные варианты развития архитектуры в будущем.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе понимаешь сущность и социальную значимость своей будущей профессии, учишься организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Это относится к общи компетенциям будущего архитектора.

В рамках теории архитектуры широко представлена проблема восприятия архитектурного пространства, которая опирается на эмпирические методы исследования и оказывает воздействие на практическую архитектурную деятельность, структурируя пространственную среду с учетом оптимального протекания жизнедеятельности человека.

Архитектура представляет собой эйдетический вид искусства (Э. Гуссерль, Ж. Деррида, А. Ф. Лосев), поэтому вполне правомерно обращение к проблеме влияния архитектурного пространства на его восприятие различными социальными субъектами. Данные аспекты в теории архитектуры отражены в работах Дж. О. Саймондса, К. Линча, Р. Арнхейма, И. Араухо. Выявление социального аспекта архитектурного пространства и его ориентированность на потребителя является неоспоримым достоинством представленного подхода.

Исследователи теории архитектуры используют понятие «архитектурное пространство» как вспомогательный инструментарий для объяснения других феноменов, не выявляя его сущностных характеристик. Предмет исследования не предполагает обобщение метауровня и не является задачей данных исследований.

Глава I. Архитектурное пространство, как социокультурный феномен.

Архитектурное пространство понимается как организация среды человеческой жизнедеятельности, сконструированная в соответствии с социальной необходимостью, техническими возможностями и эстетическими идеалами перманентно воссоздающих ее субъектов культуры. Архитектурное пространство, являлось повсеместной и «принудительной» частью жизненного пространства человека, выступает по отношению к воспринимающему субъекту: а) как источник социальной информации; б) интериоризированная ценность; в) положительный эмоциональный опыт; г) фактор самоидентификации личности.

Важным условием сохранения архитектурных объектов является их эстетическая составляющая – создание пространства для жизнедеятельности людей.

Модель осознаваемого пространства включает в себя и непосредственное восприятие, и индивидуальный опыт, и структуры, заданные коллективным опытом.

Поскольку исторической функцией архитектуры является трансляция пространственной модели мироустройства в конкретных социально-исторических ситуациях, то расширение и воспроизводство архитектурного пространства является непрерывным формосозиданием через накопление культурно закрепленных пространственных моделей, представленных в архитектурных объектах.

Структура архитектурного пространства как социокультурного феномена включает инвариант пространственных архетипов и изменяемую составляющую, которая определяется социальными факторами и эстетическими предпочтениями определенной эпохи. Пространственные архетипы – это архетипические образы, закрепленные в архитектурных объектах. Архетипы интегрируются в новый социокультурный контекст, сохраняя узнаваемость и символическую устойчивость.

Архитектурное пространство визуально и функционально подвержено сакральной пространственной маркировке. Базовыми пространственными архетипами является архетип центра и границы. Архитектурное пространство, не имеющее символического центра, негативно влияет на человека, полностью лишает его чувства сопричастности к территориальному сообществу.

Вся предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая людьми, выступает своеобразной материализацией социально-политических, идейных и культурно-эстетических устремлений общества. Материализуясь в архитектурно-пространственной среде, общество оставляет свои антропоморфные следы, отражая прямые и косвенные взаимосвязи между человеком и его окружением, между человеческими идеями, намерениями, телами, самим человеческим организмом и архитектурно-пространственной средой, насыщенной объемами, формами и пространствами.

В восприятии человека архитектурно-пространственная среда города выступает системой сменяющих друг друга и взаимодействующих эмоционально-эстетических знаков, символов и образов, видимых в архитектурных телах. Эта система обусловливает и определяет эмоционально-эстетическое, символическое и образное восприятие человеком картины мира. Весь предметно-пространственный мир, окружающий человека, прямо или косвенно воздействует на него. При этом от 85 до 90 % информации об окружающем мире человек получает через зрение, а 10-15 % - через слух, обоняние и осязание.

Восприятие архитектуры

Самым сложным для восприятия видом пространственных искусств является архитектура. Сложность ее в том, что она занимает место между строительством, инженерией, наукой и искусством, и потому восприятие художественной образности архитектурных сооружений не всегда доступно любому зрителю.

Главной особенностью в восприятии архитектуры является восприятие пространства, созданного архитектурными элементами – стенами, крышей, окнами и т.д.

Говоря о простейшем архитектурном сооружении, как правило, мы представляем четыре столба, стоящих по углам площадки. Перекрытие на этих столбах создает осознаваемое пространство.

Простейшее качественное разделение пространства в восприятии – противоположность верха и низа.

В результате развития зодчества возникла противоположность замкнутого и открытого, внешнего и внутреннего. Установилась ограниченность, завершенность, организованных пространств. Бесконечность осталась для человека отвлеченным понятием. Перцептивное пространство всегда ограниченно.

В восприятии архитектуры огромную роль играет региональность, то есть зависимость от культуры, в которой сформировался человек. Так для жителя Европы радиус, обеспечивающий контакт с собеседником меньше, чем для человека, живущего на севере континента.

Специфичные для разных культур величины воспринимаемых пространств определяют важные факторы своеобразия архитектуры разных народов. Так, просторность российских площадей противостоит относительная компактность и замкнутость западноевропейских ансамблей.

Разные культуры вырабатывали различную технику ориентации, влияющую на структуру осознаваемого пространства. Так, европейцы владеют уличной сетью и номерами домов, а в Японии оперируют зонами.

В зодчестве древности были разработаны свои правила, в которых единицей измерения был не современный метр, а соотношение между диаметром колонны или пролет купола.

Исследование процесса восприятия архитектуры привело к тому, что зритель в первую очередь обращает внимание на следующие композиционные приемы и средства.

Первой среди них является симметрия, воздействие которой на восприятие, как очень ясной упорядочивающей закономерности, коренится, видимо, в самой симметричности органов восприятия.

Согласно психологии восприятия человек не может одновременно воспринимать более семи объектов. Если же в поле зрения их попадает больше, что человек воспринимает их, как множество.

Особую роль в мировой культуре заняло число «три», с которым связаны различные приемы. Отношение к числу-символу претворялось и в эстетическое предпочтение, определяемое легкостью восприятия трехэлементных групп.

В построении архитектурной формы приходится учитывать и возможность воздействия иллюзий, когда привычное, усвоенное опытом представление сталкивается с незнакомым, необычными очертаниями объектов. Иллюзии, порождаемыми перспективой, легко возникают, если очертания объекта не связываются с ясно ощутимыми горизонтальными и вертикальными направлениями, образующими основу прямоугольных координат.

Это является средством, которое позволяет сделать сооружение более доступным для восприятия.

Психологами изучен ряд очертаний, вызывающих зрительные искажения: отрезок прямой между двумя стрелками, обращенными внутрь, воспринимается гораздо длиннее, чем такой же отрезок между стрелками, обращенными наружу. Одна из двух параллельных линий одинаковой длины кажется длиннее, если они расположены между двумя сходящимися отрезками линий. (Приложение 1)

Подобные сочетания возникают и в архитектуре. Тогда здание может казаться выше или распластанным. К.Росси в той части Дворцовой площади, которая образует нишу напротив Зимнего дворца, использовал оба эффекта криволинейных изгиба, прогнув фасад глубокой параболой и расчленив его колоннадой.

Восприятие зрением трех измерений пространства взаимосвязано, однако их визуальная оценка неодинакова. Зрению свойственно уменьшать пространственные величины, причем ошибки растут в геометрической прогрессии с возрастанием величины объекта. Искажения при восприятии могут привести к неожиданным результатам.

Многовековая практика архитектурного творчества позволила выработать ряд принципов композиции, соблюдение которых помогает достичь эстетической упорядоченности.

Целостность - важное качество архитектурной формы. В простейших случаях она обеспечивается нерасчлененностью внутреннего пространства и объема.

Симметрия невозможна в сложных архитектурных произведениях. Симметрия и асимметрия –два метода организации целостной формы. Соотношение частей должны рождать ощущение динамики, указывающей человеку направление движения. Асимметрия открывает широкие возможности организации процессов жизни, чем симметрия. Динамика и статичная уравновешенность воздействуют на эмоции, определяя характер восприятия архитектурной формы.

Динамичность, усиленная освещением, доводит выразительность интерьера до драматизма.

Ритмичность, повторяемость отдельных элементов в пространстве облегчает восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством. Ритму подчиняются пластичность, фактура, цвет и освещение.

Говоря о восприятии, необходимо особо подчеркнуть и условия восприятия произведений искусств, от которых зависит от контекста, в который они включены.

Органичное включение произведений монументального и декоративного искусства в архитектуру определяется как синтез искусств. Таковы, к примеру, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. К синтезу искусств относятся включение витражей в интерьер готических соборов.

Наши рекомендации