Моделирование технологий консультирования
Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:
Целесообразность и целеустремленность Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему.
Добровольность и ненавязчивость Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.
Методическая грамотность и компетентность Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Грамотный консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.
Консультирование не является одномоментной акцией, это - процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов. Основные из них:
- выявление причин, побудивших к необходимости консультаций, к обращению за консультацией;
- анализ, оценка и диагностика проблемы;
- формулировка проблемы и определение целей консультации;
- установление стратегии и плана действий;
- осуществление соответствующих действий;
- оценка результатов консультации и выводы.
Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.
В процессе консультирования не принято начинать общение с клиентом словами: «Я думаю ...», «Я чувствую ...» Золотое правило: выслушать клиента полностью и затем реагировать на заключение клиента, его вопросы и поставленные проблемы. Лишь когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. В этом случае уместно использование фраз: «Вы полагаете ...», «Вы чувствуете ...», чтобы дать возможность клиенту прислушаться к себе.
Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние оказывает бытующее мнение ближайшего окружения клиента. Социальная среда или обстановка, в которой проводится консультация, способны вызвать к жизни различные ассоциации и влиять на варианты социальной помощи, которые могут по-разному повлиять на действенность усилий консультанта по социальной работе: положительно, негативно, или нейтрально. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств – также задача консультанта.
По мере накопления и обогащения опыта социальной работы, развития социальных служб и расширения спектра оказываемых услуг, складывается целостная модель технологии консультирования, соответствующая конкретным нуждам населения и национальному менталитету. Это эволюционный процесс и количественных, и качественных накоплений, который продолжается непрерывно, ибо уникальный опыт и знания специалистов социальной работы приобретают все большее значение в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания.
Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество как вид деятельности широко и с успехом используется во всех сферах жизнедеятельности человека: экономике, политике, при разрешении социальных конфликтов. Обстановка напряженности, конфликты, споры наносят значительный ущерб как физического, материального, так и социального, нравственно-духовного порядка. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем - задача посреднической деятельности.