Этапа в развитии учения о психогениях
Ι этап
Карл Ясперс (1883-1969) выдвинул так называемую реактивную триаду возникновения психогений:
- Реактивное состояние возникает вслед за психической травмой
- Содержание психической травмы находит отражение в симптоматике болезни – между ними понятные связи
- при устранении психической травмы – выздоровление (но при затяжных неврозах выздоровление не наступает).
ΙΙ этап
Эрнест Кречмер – психическая травма должна подойти как ключ к замку (психогения возникает в ответ не на любую травму) – тогда можно наблюдать триаду Ясперса и психогению.
ΙΙΙ этап
В.Н. Мясищев (1960) – психическая травма не играет главной роли в возникновении заболевания, а играет роль отношение личности к психотравмирующей ситуации и роль играют психологические защиты.
Копинг – механизм (механизмы совладающего поведения)
Копинг-механизмы – это процессы психологического преодоления вредного воздействия стресса. Это может быть рациональный отказ от недостижимых целей, выбор других целей, уход в активную деятельность, в работу, творчество. Все эти механизмы направлены на активное сознательное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.
Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused).
Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий.
Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий:
1. планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
2. конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
3. принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
4. самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
5. положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
6. поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
7. дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
8. бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
Трехфакторная модель копинг-механизмов состоит из копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения.
Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.
Копинг-ресурсы представляют собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий.
Поведение индивида, регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стратегий с учетом копинг-ресурсов, определяется как копинг- поведение. Основной составляющей этой модели являются копинг-стратегии, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс.
Исследования в этой области направлены главным образом на дифференциацию копинг-процессов и объяснение выбора личностью той или иной копинг-стратегии.