Словарь притяжательных местоимений

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Вот дом (предъявляется картинка). Я живу в этом доме. Значит, это чей дом?    
В этом домике ты живешь. Чей это дом?    
Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом?    
В этом доме живет она. Чей это дом?    
А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом?    
И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом?    

Оценка:

5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла — при выполнении ребенок допускает одну ошибку, которую исправляет самостоятельно;

3 балла — 2-3задания выполняются с ошибками, которые исправляются после уточняющих вопросов;

2 балла — часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправить не удается, несмотря на помощь со стороны взрослого;

1 балл — неадекватные ответы и отсутствие коррекции по всем заданиям.


7. Подбор синонимов

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дети    
Дом    
Врач    
Грустный    
Большой    
Веселится    
Бегает    
Шагает    
Плачет    

Здесь и далее для оценки используются другие критерии. Изменение критериев подтверждено экспериментальным изучением детей и отражает их реальные возможности.

Подбор антонимов.

Инструкция: «Послушай слова: большой — маленький. Это

противоположные слова. Большой, а наоборот — маленький. Маленький, а наоборот —...?»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Жара, а наоборот —    
Тишина, а наоборот    
Чистый, а наоборот —    
Мокрый, а наоборот —    
Больной, а наоборот —    
Смеяться, а наоборот —    
Одеваться, а наоборот —    
Говорить, а наоборот —    
Медленно, а наоборот —    
Высоко, а наоборот —    

Оценка для заданий № 7, 8:


5 баллов — по всем заданиям дан правильный ответ;

4 балла - встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;

З балла — большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

2 балла — часть ответов с уточняющей помощью, часть — с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

1 балл — неадекватные ответы, помощь не использует.

Дифференциация близких по смыслу понятий.

Серия «А».

Инструкция: «Одежду можно сшить из ткани, можно связать из шерстяной пряжи, а можно вышить — с помощью иголки и нитки как будто кисточкой нарисовать узор. Посмотри на картинки (демонстрируются три сюжётные картинки) и выбери ту, на которой ...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Мама шьет  
Мама вяжет  
Мама вышивает  

Примечание: На каждое слово-действие предлагается выбрать из следующего набора предметных картинок: рубашка, пальто, юбка, брюки, шапка, носки, варежки, шарф, воротничок, платочек, рукав, пуговица.

Серия «Б».

Инструкция:«Посмотри на картинки и отбери те, про которые мы скажем, что их …

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Шьют    
Вяжут    
Вышивают    
Пришивают    


Оценка:
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла — большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла — большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла — все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;
1 балл — неадекватные ответы, помощь не используется.


10. Уровень обобщений.

Инструкция: «Птицы — это живые существа. Тело птиц покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок). Голубь — птица, ворона — птица, воробей — птица, синица — птица, ласточка — птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок)».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Животные    
Игрушки    
Овощи    
Фрукты    
Посуда    
Одежда    
Люди    
Транспорт    

Оценка:
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;

4баллов — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла — в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;

2 балла — требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;

1 балл — неадекватные ответы, помощь не используется.

Направление III

Изучение сформированности грамматического строя языка

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дети, ложитесь спать!    
В саду росло много яблонь.    
Белка перепрыгивала с ветки на ветку.    
Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа.    
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять.    
Цветы засохнут, если их не поливать.    
Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.    

Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В Ястребова,1992; Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1966).
1. Проверка общего уровня языковой компетенции.
Серия «А».Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я.

Оценка:

5 баллов — точное воспроизведение всех предложений;
4 балла — большинство предложений воспроизведено точно, допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется;
3 балла — некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда — повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;
2 балла — отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажение смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.


Серия «Б». Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Я люблю мама.    
Мальчик рисовает красками.    
Петя ест спелый яблок.    
В море плавают рыбка.    
Малыши построили много домов из песков.    
У кошки родились котенки.    

Оценка:
5 баллов — ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;
4 балла — ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть — с незначительной помощью;

3 балла — ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла — часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки не замечены даже после повторного воспроизведения материала;
1 балл — задание не выполнено, неадекватные ответы.


2. Проверка умения конструировать предложения.


Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Ребята, гулять, лес;  
Мама, сливы, купить, дочка;    
Малыш, бабушка, коляска, укладывать.    

Оценка:
5 баллов — все предложения составлены самостоятельно и верно;
4 бал да — в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;
З балла — задание выполняется в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;
2 балла — требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;
1 балл — невыполнение, помощь не использует.


З. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Серия «А».Инструкция: «Один — мяч, а если много, то скажем, что это — мячи.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Одна рука, а если их много, то это -    
Один глаз, а если их много, то это -    
Одно ухо, а если их много, то это -    
Одно копыто, а если их много, то это -    
Один стул, а если их много, то это -    
Один карандаш, а если их много, то это -    
Один гусенок, а если их много, то это -    
Один медведь, а если их много, то это -    
Одно окно, а если их много, то это -    
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Не стало: Рук    
Глаз    
Ушей    
Копыт    
Стульев    
Карандашей    
Гусят    
Медведей    
Окон    

Серия «Б».Инструкция: «Поиграем в игру. Сначала я буду показывать картинку, а потом убирать ее, а ты должен ответить, чего не стало». Последовательно предъявляются картинки с изображением рук, глаз, ушей,копыт, стульев, карандашей, гусят, медведей, окон».

Оценка для заданий 3 «А», «Б»:
5 баллов — по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла — большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания — с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

З балла — задание выполняется в замедленном темпе, с
ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла — большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;
1 балл — невыполнение, помощь не использует.


4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных.

Демонстрация действий.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Где стоит коробка? (На столе).    
Где лежит игрушка? (В коробке).    
Откуда я достаю игрушку? (Из коробки).    
Куда я поставила коробку? (Под стол).    
Откуда я достала коробку? (Из-под стола).    
Куда я посадила зайку? (На пол).    
Откуда я взяла зайку? (С пола).    
Где сидит зайка? (За шкафом).    
Откуда выглядывает зайка? (Из-за шкафа).    
С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром).    
Над чем порхает бабочка? (Над цветами).    

Оценка:
5 баллов — по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла — отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;

З балла — часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);
2 балла — большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
1 балл — невыполнение.


5. Проверка умения согласовывать прилагательные
с существительными в роде числе падеже
.


Серия «А».Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Синий чайник    
Синее ведро    
Желтое солнце    
Желтые кружки    
Желтая репка    
Желтый банан    
Красные флажки    
Красный чайник    
Красное платье    
Красная ягода    
Зеленая лягушка    
Зеленые пуговицы    
Зеленый огурец    
Зеленое ведро    

Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало. Послушай, как я скажу: «Не стало синей кастрюли (четкая артикуляция)». А теперь ты: “Не стало...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Синего чайника    
Синего ведра    
Желтого солнца    
Желтой репки    
Желтого банана    
Желтых кружек    
Красных флажков    
Красного чайника    
Красного платья    
Красной ягоды    
Зеленой лягушки    
Зеленых пуговиц    
Зеленого огурца    
Зеленого ведра    

Серия «В».Подборк прилагательному существительногосоответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.
Инструкция: «Будем отгадывать хитрые загадки. Послушай: ...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Белая, пушистая — это кошка или котенок?    
Красное, спелое — это яблоко или помидор?    
Серый, голодный — это волк или мышка?    

5. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных.

Инструкция: «Осенью холодно, а зимой еще холоднее».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Этот цветок красивый, а тот еще    
Этот дом высокий, а тот еще...    
Этот мальчик умный, а тот еще...    
Эта девочка хорошая, а та еще....    

Оценка для заданий 5 («А», «Б», «В»), № 6:
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла — в основном все задания выполнены верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
З балла — большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
1 балл — невыполнение, помощь не использует.

7. Проверка навыков словообразования.

Наши рекомендации