Каково психическое состояние людей в толпе?

Первое. У людей в толпе наблюдается снижение активности сознания и активизация бессознательного. В чем это выражается?

1. З.Фрейд сравнивал сознание людей в толпе с сознанием человека в состоянии гипнотического сна. Следовательно, толпа повышено внушаема.

2. У людей в толпе пробуждаются животные инстинкты наших первобытных предков. Один из таких инстинктов обосновал Б.Ф. Поршнев. Он назвал его: «Мы против они». Б.Ф. Поршнев писал, что люди в толпе становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу делает общностью только то, что она «против» кого-нибудь или чего-нибудь. В силу сказанного выше, люди в толпе ведут себя агрессивно, особенно, если они находятся под воздействием алкоголя или наркотиков.

3. У людей в толпе наблюдается паралич морального сознания. Поэтому, люди в толпе способны на любые безнравственные поступки.

2. Участники толпы имеют между собой личный контакт, их поведение обусловливается более или менее одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией.

Второе. У людей в толпе наблюдается снижение уровня интеллектуальной деятельности. Характеризуя эту особенность толпы, уместно привести пословицу: «Мужик умен, да мир дурак».

В чем же состоит снижение уровня интеллектуальной деятельности у людей в толпе? У них наблюдается иллюзия анонимности, чрезмерной силы и вседозволенности. Это приводит к иррациональности действий людей.

Третье. У людей в толпе проявляются социально-психологические механизмы: заражения, подражания и эмоционального резонанса.

Четвертое. Наиболее негативные варианты поведения и деятельности людей в толпе – массовые общественные беспорядки и паника.

Каковы социально-психологические технологии управления людьми в толпе?

Первое, что необходимо сделать - снять у людей иллюзию анонимности. Как это сделать? Это достигается демонстративной видеозаписью людей, образующих толпу. Сотрудники милиции наугад называет ряд распространенных в данной местности фамилий с призывом покинуть несанкционированный митинг.

Второе. Отвлечение внимания людей в толпе с одного объекта на несколько производится, например, раздачей рекламной продукции какой-либо фирмы, фейерверком, бесплатным концертом и т.п.

Третье. Оперативные сотрудники распространяют слухи в толпе типа: «ОМОН идет, у них оружие….».

Четвертое. Ритмическая музыка (рок) превращает толпу из действующей в экстатическую.

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Малая группа

Вопрос об определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке и количественных параметрах в социальной психологии до сих пор является дискуссионным. Спорной остается вся проблематика групповых процессов, происходящих в малых группах.

Г.М. Андреева проанализировала имеющиеся в науке определения малой группы и сформулировала наиболее синтетическую дефиницию данного социально-психологического феномена: «Подмалой группойпонимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Теперь необходимо установить количественные характеристики малой группы – ее «нижний» и «верхний» пределы. Широкое распространение в научной литературе получила точка зрения о том, что наименьшая малая групп – это так называемая «диада» - группа из двух человек. С указанной концепцией соперничает идея о том, что наименьшее число членов малой группы - не 2, а 3 человека. Тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежит «триада».

В социальной психологии остро обсуждается вопрос и о«верхнем» пределе малой группы. До какого размера она может простираться? Если обратиться к практике исследований, то мы найдем там самые произвольные числа, символизирующие верхний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых работах Д. Морено, изучавшего малые группы, упоминаются группы с числом 30 - 40 человек. И опять в части количественных параметров малой группы нет полной ясности.

В этой связи представляется вполне приемлемой точка зрения Г.М. Андреевой о том, что если группа задана в данной системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Малой группой, по мнению Г.М. Андреевой, оказывается группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности. Ее размер определяется эмпирически. Например, при исследовании семьи как малой группы на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек. При анализе преступной группы в качестве малой группы может приниматься и преступная группа из десяти человек, и преступная группа из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей осуществляемой ею деятельности. Оптимальный размер малой группы, зависимый от характера выполняемой совместной деятельности, находится в пределах 5-12 человек.

Классификация малых групп.Обилие малых групп в обществе предполагает их большое разнообразие. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований для классификации малых групп. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные в социальной психологии.

В данной науке принято выделять первичные группы, то есть наименьшие по размеру и более не делимые общности, и вторичныегруппы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальныхинеформальных, предложенное американским психологом Э. Мэйо. Формальные группы – это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями. В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, строго распределены их роли, система подчинения. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: следственно-оперативная группа, школьный класс, спортивная команда и т.п.

В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них еще и неформальные группы. Они складываются и возникают стихийно. В этих группах ни статусы, ни роли не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура власти. Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

Группы членства и референтные группы. Данная классификация была введена американским исследователем Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которой они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытыеизакрытые.

Малые группы могут быть с низкими высоким уровнем развития. Просоциальная малая группа на высшем этапе ее развития получила в отечественной психологии название коллектива. Коллектив – довольно-таки редкое социально-психологическое явление. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Возникновение малой группы. Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости от того, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой, исследованный Д. Хайменом, и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.п. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости людей. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Каковыосновные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии? Назовем их.

Размер - количественный состав группы.

Композиция - индивидуальный состав группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально разных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

Каналы коммуникации - структура межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией.

Психологический климат группы - нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.

Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Для характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной системе отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Статус - это реальная социально-психологическая характеристика положения человека в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться. Например, курсант, считающий, что товарищи по группе его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом. Курсант, который думает, что его авторитет в группе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.

Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (скажем, роль лидера, шута). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Различают несколько видов структуры малой группы.

Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения), является отличительным признаком организованных от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э. Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

Социометрическая структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями. Эти связи выявляются при помощи теста, который был предложен Д. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой.

Коммуникативная структурамалой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Психологи установили, что наиболее успешными оказываются группы, коммуникативные структуры которых соответствуют характеру решаемых задач.

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

«Я»-концепция. Ваша «Я»-концепция - это ваше собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. «Я»-концепция формируется у человека в социальной среде в процессе деятельности и общения в малых группах.

Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Рудольф, станет утонченной и сложной личностью. Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой самооценки.

Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Взрослея и развиваясь, дети начинают сравнивать себя с другими, задавая самим себе примерно такие вопросы: «Я такой же красивый, как Игорь?», или «Я такая же хорошенькая, как Диана?», или «Могу ли я работать так же старательно, как Лена?» По мере приближения юношеского возраста мнения друзей приобретают решающее значение и становятся для ребенка гораздо важнее, чем взгляды родителей.

Подростки придерживаются высокого мнения друг о друге. Д. Майерс провел исследование, которое показало, что большинство старшеклассников имеет высокую самооценку. Однако, по данным некоторых последних исследований, степень удовлетворенности человека самим собой имеет явную зависимость от его половой принадлежности. В подростковом возрасте у девочек, по сравнению с их ровесниками мужского пола, сильнее снижается самооценка и уровень ожиданий, касающихся их будущего, более значительно падает уверенность в себе и своих способностях.

Подтверждая результаты предыдущих не столь широкомасштабных исследований, обследование 3 тысяч детей показало, что в девятилетнем возрасте большинство девочек уверены в себе и относятся к себе положительно. Однако к моменту окончания школы такой уровень самооценки сохраняется менее чем у одной трети девушек.

Исследование, проведенное Американской ассоциацией женщин - преподавателей университетов, выявило, что мальчики-подростки также имеют невысокое мнение о собственной значимости, но в значительно меньшей степени, чем девочки. Например, 67% мальчиков из начальной школы на вопрос о том, насколько часто они бывают «довольны собой», отвечали: «Всегда». В старших классах лишь 46 % респондентов придерживались такого же мнения о себе. Что же касается девочек, то у них аналогичные показатели упали с 60% до 29% соответственно.

Как видим, поскольку «Я»-концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Одним из аспектов «Я»-концепции является самооценка: человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит негативный характер.

Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западноевропейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов востока и юга Европы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменники. Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоистическими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию человеческого «Я».

Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность - это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. В западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью.

Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», то есть романтическую мечту о том, каким он хотел бы стать. Как правило, идеальное «Я» обладает качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Ваше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. На вечеринке вам хочется казаться привлекательным «покорителем сердец», но на собрании вы надеетесь, что люди увидят в вас компетентного руководителя. Во время интервью при приеме на работу вам хочется поразить потенциального работодателя своим трудолюбием и знаниями, но на старых друзей вам, вероятно, хочется произвести впечатление человека чуткого и естественного. Некоторым людям лучше других удается изменять свой образ. Если ваше реальное «Я», ваши реальные качества соответствуют вашему идеалу или приближаются к нему, то у вас будет высокая самооценка.

Исследования психологов позволили заключить, что люди с положительными «Я»-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им также легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются давлению, и обычно ими можно манипулировать. Они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они уверены в успехе. Дети с неблагоприятным мнением о себе, как правило, играют с теми, кто младше их. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений.

Зависимости между самооценкой и классовой принадлежностью не выявлено. Л. Стоун не обнаружила существенных различий в самооценке женщин афроамериканского происхождения, принадлежащих к рабочему и среднему классам. Однако она обнаружила тенденцию к более высокой самооценке у тех женщин из обоих классов, которые сильнее осознавали свою расовую принадлежность.

Как можно повысить самооценку? Первыми важными шагами на этом пути является принятие своего культурного наследия и расового происхождения. Важную роль играют поддержка, позитивная оценка и искренняя забота окружающих. Розенбаум предлагает руководителям для повышения самооценки своих подчиненных давать им индивидуальные задания, хвалить за выполненную работу, учитывать мнения и чувства окружающих и спрашивать их совета по поводу решения возникающих проблем. Поскольку люди с высокой самооценкой, как правило, добиваются большего, повышение самооценки работников не только улучшает их представления о себе, но и является выгодным для фирм и их руководителей.

Под социальной адаптацией психологи чаще всего понимают поведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, перед лицом которой оказался человек. Хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной «Я»-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной «Я»-концепцией. Индивидуальные методы адаптации, применяемые данным человеком, являются частью его личности. Они зависят от культурной среды и конкретной обстановки. Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, вы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок ваша «Я»-концепция и личность постоянно меняются.

Проверьте себя!

Упражнение. Укажите, какие из перечисленных ниже качеств предполагают высокую самооценку (позитивная «Я»-концепция), а какие низкую самооценку (негативная «Я»-концепция).

1. Уверенность в себе

2. Общительность

3. Наличие больших различий между образом идеального «Я» и реальным поведением

4. Высокая критичность по отношению к окружающим

5. Самостоятельность

6. Возможность манипулировать данным человеком

7. Искренность

8. Склонность надеяться в основном на себя

9. Склонность выбирать работу полегче

10. Любовь к лести

11. Готовность принять критику

Упражнение. Найдите и отметьте единственно правильный ответ на вопрос. О ком из перечисленных ниже персонажей можно сказать, что он стремится к социальной адаптации?

А - Мужчина, у которого сформировалась негативная «Я»-концепция и который начал злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

Б - Девушка, которая идет к пластическому хирургу и изменяет свою внешность.

В - Девочка, которая удовлетворена своими школьными отметками.

Г - Женщина, которая ищет для себя новую работу.

Упражнение. Найдите и отметьте единственно правильный ответ на вопрос.Какова взаимосвязь между «Я»-концепцией и самооценкой?

А - У человека с позитивной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка.

Б - У человека с негативной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка.

В - У человека с позитивной «Я»-концепцией очень редко бывает высокая самооценка.

Г - У человека с негативной «Я»-концепцией очень редко бывает низкая самооценка.

Упражнение. Найдите и отметьте единственно правильный ответ на вопрос. Кто из следующих персонажей вероятнее всего имеет высокую самооценку?

А - Иван, который любит играть с детьми младше себя.

Б - Петр, которая предпочитает самостоятельность.

В - Сергей, который любит комплименты.

Г - Михаил, которым все помыкают.

Упражнение. Найдите и отметьте единственно правильный ответ на вопрос. Какой из следующих факторов способствует повышению самооценки?

А - Критика

Б - Похвала

В – Заслуженное поощрение

Г - Оскорбления

Стратометрическая концепция групп и коллективов. Базируясь на том, что межличностные отношения в группе опосредствуются содержанием реальной деятельности группы, в которой групповые психические процессы иерархизируются, А.В. Петровский разработал стратометрическую концепцию групп и коллективов.

Согласно его концепции, в многоуровневой структуре группы можно выделить несколько слоев (страт), имеющих различные психологические характеристики, применительно к которым обнаруживают действие различные социально-психологические закономерности.

Центральное звено групповой структуры (А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная характеристика. За ней следует первая ядерная структура (Б) - психологическая по своей сущности, которая фиксирует отношение каждого члена группы к ее групповой деятельности, целям, задачам и принципам, на которых она строится, определяет мотивацию деяельности, ее социальный смысл для каждого участника.

Во второй страте (В) локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целям и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.

Последний, поверхностный слой межличностных отношений (Г) предполагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни групповые цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Каково психическое состояние людей в толпе? - student2.ru Каково психическое состояние людей в толпе? - student2.ru Каково психическое состояние людей в толпе? - student2.ru
С
Каково психическое состояние людей в толпе? - student2.ru
О
Каково психическое состояние людей в толпе? - student2.ru
В
А
Каково психическое состояние людей в толпе? - student2.ru

Для создания типологии групп А.В. Петровский использовал геометрическую модель. Образующие ее векторы, с одной стороны, показывают степень опосредствованности межличностных отношений (горизонтальный вектор), а с другой стороны - содержательную сторону опосредствования, развивающегося в двух противоположных направлениях: в направлении, соответствующем общественному прогрессу (вектор вверх) и препятствующему ему (вектор вниз).

Обозначим вектором ОС степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности, вектором ОА –просоциальный характер опосредствующих факторов, вектором ОВ - их а-/антисоциальную направленность.

Теперь, используя указанных три вектора, построим изображение и рассмотрим его компоненты.

Фигура под номером 1 представляет собой типичную «диффузную группу», где на нулевой отметке оказываются и социальная ценность опосредствующих факторов, и степень их выраженности в системе межличностного взаимодействия. Словом, здесь налицо отсутствие опосредствования обусловленное отсутствием совместной деятельности.

Фигура под номером 2 - просоциальная ассоциация - обозначает общность, где имеет место минимальная степень опосредствования при максимально просоциальных факторах, которые могли бы опосредствовать межличностные отношения, если бы в группе была соответствующая совместная деятельность.

Фигура под номером 3 - коллектив, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. В данном случае мы имеем максимальную степень опосредственности и максимальную социальную ценность факторов деятельности, опосредствующих межличностные отношения.

Фигура под номером 4 показывает общность, в которой минимальная степень опосредствования межличностных отношений какой-либо совместной деятельностью при максимально асоциальных опосредствующих факторах. Это - асоциальная ассоциация.

Фигура под номером 4 изображает группу, где максимальный антиобщественный характер опосредствующих факторов. Это - антиобщественная корпорация (преступная группа).

В указанном пространстве, по мнению А.В. Петровского, может быть размещена любая социальная группа.

Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.

Л.И. Уманский установил, что поэтапное развитие группы - это последовательная смена степени ее психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.

Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм», по Л. И. Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

2. Психологический обмен - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

3. Идиосинкразический кредит - предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Взаимодействие индивида и малой группы. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установок и поведения индивида. С другой стороны - с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение. Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации(от англ, facility - облегчение) - улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) - ухудшения этих результатов. Последующие исследования позволили сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию.

Конформизм -это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих людей, т.е. в результате реального или воображаемого давления группы. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Как справедливо заметил И.С. Кон, на уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобрело некоторый негативный оттенок.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе, в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Существуют две разновидности конформизма. Иногда мы ведем себя так, как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем. Мы надеваем костюм и галстук, хотя нам это не нравится. Такая неискренняя уступчивость называется внешним конформизмом. Мы уступаем для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания.

Иногда мы искренне верим в то, что вынуждает нас делать группа. Мы можем присоединиться к пьющим молоко миллионам, так как уверены, что молоко полезно. Такое искреннее одобрение, называется внутренним конформизмом одобрением.

В исследованиях конформизма обнаружилась еще одна возможная позиция, которая оказалась доступной зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя, на первый взгляд, крайне независимую позицию, отрицая все стандарты группы.

Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформизму. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформизма, так сказать «конформизм наизнанку». Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т. е. быть «привязанным» к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Поэтому негативизм не может быть интерпретирован как позиция, противостоящая конформизму. Такой позицией является независимость, самостоятельность.

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Лидерство в малых группах. Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Социальные психологи выделяют две основных сфер жизнедеятельности малой группы:

- деловую – осуществление совместной деятельности и решением групповых задач и

- эмоциональную - связанную с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы.

В этой связи ученые обосновывают два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы различают типы лидеров, ориентированных:

- на решение групповых задач;

- на общение и взаимоотношения в группе;

Универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. В настоящее время имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. Как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают различные качества. На основании проведенных исследований Р. Стогдилл пришел к выводу о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

Сторонник ситуационного подхода Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях.

Психология межгруппового взаимодействия. Каковы психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым)?

Д. Майерс в своей книге «Социальная психология» указывает на то, что отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки.

У. Самнер - одним из первых обратил внимание на психологические закономерности отношений между группами. В 1906 г. в работе «Народные обычаи» он описал феномен этноцентризма. Этноцентризм - это свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам.

М. Шериф в полевых экспериментах показал, что ситуация конкурентного взаимодействия, в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности.

Внутригрупповой фаворитизм – это тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой. Экспериментальные исследования данного феномена, проведенные Г. Тэджфелом и Д. Тернером, показали следующее. Только одного факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установки по отношению к тем, кто, по их мнению, входил в одну группу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу.

Внешнегрупповая дискриминация – тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу своей. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются результатом серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп: социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения.

Социальная категоризация - это когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение - это процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Неизбежность внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Проверьте себя!

Сформулируйте контрольные вопросы к этому разделу и ответьте на них.

Основная литература:

· Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 351с.

· Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004. - 767с.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. - 684с.

· Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учебн.заведений. - В 2 кн. - Кн.1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение; Владос, 1994. - 576с.

· Прозоров А.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД: Учебно-практическое пособие для семинарских и практических занятий (Общая часть). – Калининград: КлИЮ МВД России, 2005. – 160 с.

Дополнительная литература:

· Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995. - 496с.

· Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций.- М.:ИНФРА-М - Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - 224 с.

· Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие / Составитель Т. Кутасова.- М.: Международная педакадемия, 1994. - 222с.

· Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской.- М.: Гардарики, 1999. - 397с.

Наши рекомендации