Вопрос 2. административная школа
Основателем административной (классической) школы управления является французский горный инженер, руководитель крупной горно-металлургической компании, теоретик и практик менеджмента Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 – 19 ноября 1925). Анри Файоль всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате сначала в должности инженера, а затем (с тридцатилетнего возраста) – в главном управлении.
С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.
В отличие от авторов школы научного управления, Анри Файоль и его последователи имели большой опыт работы в качестве руководителей: Линдалл Урвик – консультант по вопросам управления (Великобритания), Джеймс Д. Муни и Альфред П. Слоан – руководящие работники компании «Дженерал Моторс» (США).
Альфред Причард Слоан, мл. (1875 – 1966) – гений менеджмента, наряду с Генри Фордом – один из создателей автомобильной промышленности США. Родился 23 мая 1875 г. в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. В 1895 г. получил диплом инженера-электрика в Массачусетском технологическом институте (МТИ). В 1895 г. начал свою карьеру в Hyatt Rolle Bearing Company (штат Нью-Джерси) и в возрасте двадцати шести лет стал ее президентом.Перешел в компанию General Motors (GM) и в 1918 г. стал ее вице-президентом и членом исполнительного комитета, в 1920 г. – вице-президентом по операциям, а в 1923 г. – президентом и главным исполнительным директором. Провел реорганизацию GM, превратив ее из плохо управляемой группы предприятий в компанию с рациональной структурой. Для этого он разбил GM на пять самостоятельных подразделений, каждое из которых выпускало автомобили определенного ценового уровня. Провел децентрализацию производства и одновременно централизовал общее руководство компанией. В конце 1920-х гг. под его руководством GM обогнала по объему продаж компанию Ford и стала крупнейшей автомобилестроительной фирмой в мире. Основал несколько благотворительных организаций, названых его именем, а также центр передовых научно-технических исследований и престижную Слоановскую школу менеджмента при МТИ.
Основоположники административной школы занимались выработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления.
Основные идеи и методы административной школы менеджмента сформировались в период 1920-е – 1950-е годы. Анри Файоль разработал первую законченную концепцию менеджмента, в которой предложил такие понятия как «функции управления» и «принципы менеджмента». Он выделил пять основных элементов (функций), из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. У Файоля администрирование образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности – технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.
Принципы управления по А. Файолю:
1. Разделение труда – перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
2. Полномочия и ответственность – право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
3. Дисциплина – необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие – каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
5. Единство действий – группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
6. Подчиненность интересов – интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение – наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
9. Скалярная цепь – «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок – рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость – уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
13. Инициатива – предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
14. Корпоративный дух – сплоченность работников, единство силы.