Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 г. во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Принято считать, что безработица — это своеобразная плата за рынок, это издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе (а рынок, как известно, без этого не существует) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась со все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. По оценкам Министерства труда и социального развития, в России на начало 1999 г. насчитывалось 8,5—9 млн безработных. Это 11,5% экономически активного населения страны. Однако по официальным данным, в нашей стране только 1 млн 750 тыс. безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти потерявших работу.
Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7—8 млн человек, а по официальным данным — 4— 5 млн. Региональное распределение безработицы неравномерно: от 1% в Москве до 7—8% безработных в регионах, где находятся предприятия текстильной, оборонной, угольной отрасли*.
Теория функционирования рынка труда, родоначальником которой является основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует рядом понятий и категорий. Среди них занятость населения, безусловно, определяющая.
Наиболее адекватно, на наш взгляд, понятие занятости раскрыто в законе «О занятости населения в РФ» (в новой редакции 1996 г.), в ст. 1 которого подчеркивается: «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».
Статья 2 указывает на то, что занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, вправе выбирать ритм труда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить наряду с занятыми тех, кто относится к незанятым.
Незанятые -- это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (те, кто по каким-то причинам потерял работу, но активно ищет ее) и незанятых, которые и не пытаются найти работу.
Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, — паспорт и документ об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Не могут быть признаны безработными граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения.
С крушением административно-командной системы управления наряду с другими рынками появляется и рынок труда, на котором и происходит купля-продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между работниками и предпринимателями по поводу включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса и предложения. При этом должны функционировать важ нейшие компоненты рынка труда: свобода предпринимателей (ограниченная лишь законом) в найме работника; свобода граждан в продаже своей рабочей силы и оплаты в соответствии с ее квалификацией. В то же время свобода продажи рабочей силы не может быть обеспечена без гарантий свободы передвижения, выбора места и сферы приложения труда.
Современный рынок труда довольно разнообразен и «лоскутен». Он структурирован и представляет собой набор определенных сегментов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первую очередь отличаются характеристикой товара (рабочей силы), который играет главенствующую роль в том или ином сегменте.
Один из разработчиков теории сегментированного рынка труда Г. Стэндинг выделяет следующие основные сегменты: сегмент рынка труда, где представлены специалисты самой высокой квалификации с соответствующей высокой оплатой труда, где занятость стабильна.
Рынок квалифицированных кадров. Этот сегмент занимают специалисты с высшим и средним образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и занятость относительно стабильны.
Рынок труда рабочих профессий. Спрос на рабочую силу постоянно сокращается, что влечет сокращение доходов и снижение гарантий занятости. Роль стабилизирующего фактора выполняют профсоюзы.
Рынок труда малоквалифицированных рабочих и работников сферы услуг. Предложение рабочей силы, как правило, превышает спрос. Отсюда доходы невысоки, занятость нестабильна.
Остаточный рынок труда. Здесь предлагают свои услуги либо те, кто впервые объявился на рынке труда, либо те, кто давно утратил с ним связь: безработные, молодежь и т. д.
Если проанализировать признаки, по которым сегментируется рынок труда, то их можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-демографический, профессионально-отраслевой.
Современное производство, основанное на информационных технологиях, предполагает гибкость, мобильность в отношениях спрос—предложение на рынке труда. По этому в теоретических разработках наших дней для характеристики развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие «гибкий рынок труда», где спрос и предложение находятся в оптимальной зависимости, соответствующей нуждам и потребностям современного производства.
В чем же проявляется гибкость рынка труда? Прежде всего, в гибкой организации производственного процесса: неполный рабочий день, использование временных работников, дробление ставок, взаимозаменяемость на рабочих местах, подвижность смен и т. д. Второй компонент — гибкость в регулировании заработной платы, третий — гибкость регулирования выпускаемой продукции.
Важнейшими элементами рынка труда являются спрос и предложение. Под спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных профессий и квалификаций, под предложением — потребность работников при действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила как товар выступает только тогда, когда совершается акт ее купли-продажи.
Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов: законодательством, государственными программами занятости населения, соглашениями между работодателем и профсоюзом, государственными и частными институтами, занимающимися трудоустройством населения.
Технология воздействия на рынок труда. Для того, чтобы определить формы инаправления воздействия на рынок труда, необходимо в первую очередь выявить факторы, влияющие на уровень безработицы и типы безработицы.
На наш взгляд, факторы можно разделить как минимум на две группы. Первая группа факторов действует более длительный промежуток времени и воздействует на рынок труда. К данной группе относятся: демографические колебания, создающие избыток либо недостаток рабочей силы; миграционные процессы; уровень культуры, национальные традиции, ценности и, в особенности, культура труда; социально-природные катаклизмы: войны, революции, стихийные бедствия и т. д.; экономические факторы: тип экономики (рыночная, плановая), экономические кризисы и подъемы, качество социальной жизни, развитость технологий и т. д.; научно-технический прогресс.
Вторая группа факторов носит локальный характер, как правило, ограниченный либо местом, либо временем проявления: процесс суверенизации в России; конверсия военного производства; сокращение армии; изменение форм собственности; либерализация цен; непросчитанные социально-политические решения властей; уровень развития служб занятости и профессионализма ее кадров и многие другие факторы.
Конечно же, каждый из названных факторов может оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие на рынок труда. Например, падение рождаемости в развитых странах ведет, с одной стороны, к снижению предложения рабочей силы, но с другой — к старению населения, а отсюда — к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, к изменению инфраструктуры на рынке труда. Подобным образом рынок труда реагирует и на другие демографические сдвиги.
Или, к примеру, совершающиеся в развитых странах технологические революции, которые создали совершенно новое производство: с мобильным технологическим процессом, с быстрыми структурными сдвигами, но это обострило и проблему занятости, усугубило одно из основных противоречий обеспечения занятости населения. Оно заключается в том, что в цепочке «структурные сдвиги — модернизация рабочих мест — изменение спроса на рабочую силу — высвобождение работников — предоставление новой работы» невозможно добиться абсолютной синхронности перемен.
Многие из названных факторов легли в основу классификации безработицы, выделения ее видов.
Структурная безработица связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции ряда отраслей (например, в связи с социальной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т. п.). Проблемы, связанные со структурной безработицей, должны решаться на государственном уровне: принятие общегосударственных и территориальных программ помощи в перераспределении и переподготовке кадров, выплаты пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержки в формировании новых современных ресурсосберегающих отраслей производств, и т. д.
Технологическая безработица связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, с механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либо требуются люди нового уровня квалификации. С осуществлением технологического переворота число высвобождаемых по этой причине работников будет расти. Их нужно либо полностью переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалификации на основе развития сферы услуг, и т. д. Эту проблему можно решить преимущественно в рамках данного коллектива и за его счет.
Экономическая», или циклическая, безработица носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе, или связана с цикличным характером экономики.
Значительное увеличение количества товаропроизводителей, конкурирующих между собой, приведет к увеличению терпящих банкротство, вынужденных перепрофилировать производство или закрываться. При этом возрастает безработица. Такая безработица неизбежна, она является органической составной частью рыночного механизма. Ликвидировать эту форму безработицы невозможно. Ее нужно учитывать и оказывать поддержку (в виде помощи в переквалификации и трудоустройстве, назначении временных пособий) работникам обанкротившихся предприятий (но так, чтобы сохранить стимулы и индивидуальную, инициативу в поиске новой работы).
Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления, всегда есть какой-то временной промежуток между уходом человека с одной работы и приходом на другую.
Застойная безработица — это безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо не хотят работать, либо длительное время не могут найти работу. В социальном плане — наиболее опасный тип безработицы: является питательной средой для увеличения числа бомжей, лиц без определенных занятий, для роста преступности, проституции, наркомании, алкоголизма.
Скрытая безработица — одна из форм безработицы, при которой работник формально числится на предприятии, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске. Имеет разновидности в виде сокращенной рабочей неделе, неполного рабочего дня, оплачиваемой работы при наличие заказа и т. д. В России скрытая безработица достигает огромных размеров, зачастую в два-три раза превышающую явную безработицу.
Молодежная безработица возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней, школы (если не удалось сразу поступить в вуз, техникум или ПТУ либо устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, либо оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство и т. д.
Женская безработица — один из наиболее распространенных видов безработицы, возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший чем мужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т. п.). Принцип справедливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости. Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, развивающих рыночную экономику.
Социальные последствия безработицы и система социальной защиты незанятого населения. Российское государственное управление, как и общество в целом, вряд ли в полной мере осознает возможные последствия нарастания безработицы. Иные проявляются далеко не сразу либо носят латентный характер, но это не снижает их негативного воздействия на общественное развитие. Например, специалистами доказана зависимость между ростом безработицы и суицидом, между увеличением количества новорожденных с различными аномалиями и уровнем занятости населения.
Рассмотрим некоторые из социальных последствий в различных областях общественной жизни.
В политической сфере — это рост социально-политической напряженности, а значит, и угрозы социального взрыва, нарастание, с одной стороны, политического экстремизма, как левого, так и правого толка, с другой — политической апатии и неверия во власть как гаранта соблюдения прав человека. Практика показывает, что на фоне ухудшения ситуации на рынке труда обостряются межнациональные проблемы, а это для такой многонациональной страны, как Россия, крайне опасно.
В области экономики выключение из активной экономической жизни большого количества трудовых ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет. Понятно, что во время экономических спадов растет потребность в ресурсах для оказания государственной социальной помощи, в то же время поступления от налогов резко снижаются. Наряду с этим наблюдается падение покупательского спроса, а значит, уменьшение товарного производства. В силу обострения конкуренции на рынке труда снижается цена труда и для тех, кто сохранил рабочее место; сужаются рамки профсоюзных действий по отстаиванию прав наемных работников.
Пожалуй, наиболее тяжелые последствия безработицы проявляются в социальной жизни общества. Безработица — это не просто отсутствие работы, она может вы бить из колеи, иногда необратимо, миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Большинство оказавшихся в подобном положении говорят, что они ощутили сполна отчаяние, бессилие, растерянность, особенно если были без работы длительное время.
Прежде всего, безработица бьет по такому важнейшему социальному институту, как семья. Если в семье есть хотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех членов семьи. Семья не выполняет или лишь частично выполняет те важнейшие функции, которые возложены на нее обществом.
Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. В семьях безработных наблюдается повышенная конфликтность, снижается «порог терпимости», способность заботиться друг о друге, увеличивается количество разводов. Специалисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.
Отсутствие работы приводит к обострению проблемы девиантного поведения (алкоголизация и наркотизация общества, рост проституции, бездомности и преступности). Уже давно считается, что существует зависимость между безработицей и преступностью. Изучение дел правонарушителей в США показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм часто объясняется отсутствием работы.
Система социальной защиты незанятого населения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационных и экономических рычагов влияния на рыночные механизмы.
Прежде всего речь идет о выплате пособий безработным, признанным таковыми государственными службами занятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых, экономические возможности государства в выплате пособий не беспредельны, во-вторых, размеры пособия должны как поддерживать элементарные условия жизни человека, так и стимулировать его на поиск работы.
Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения. Опыт стран рыночной экономики показывает: профессиональное обучение требуется каждому второму-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обучения требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости используют не только действующие учебные заведения, выдавая им заказ на профессиональное обучение, но и создают собственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации. Профессиональное обучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности штатов осуществляется за счет средств предприятий, с которых эти работники увольняются.
Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводят организации общественных работ в сфере услуг, строительства, благоустройства, иначе говоря, там, где не требуется специальной профессиональной подготовки.
С теми, кто изъявил желание участвовать в общественных работах, заключается трудовой договор на установленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются.
В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психологическую помощь. Апробирована такая форма социальной защиты населения, как квотирование рабочих мест для слабоконкурентных на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы власти могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет.
Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создающих новые рабочие места.
Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения — это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности при условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда.
Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т. п.